Белорусские агроусадьбы ищут новые пути привлечения клиентов

Агротуризм в поисках креатива

Полтора последних года для владельцев агроусадеб выдались нервными: участники рынка не без опаски ожидали обновления правил регулирования этой сферы бизнеса. Условия работы не ухудшились. Скорее, даже наоборот. Но факт остается фактом: некоторое время новых объектов в стране почти не появлялось. Тем не менее месяцы ожидания не прошли даром: части агроусадеб удалось во взаимодействии с местными властями поднять свой бизнес на качественно новый уровень. В свою очередь, в райисполкомах, где успели по достоинству оценить потенциал агротуризма, активно поддерживают государственно–частное партнерство и не представляют полноценного развития региона без участия сельского малого бизнеса. Пока, к сожалению, не везде есть такое взаимопонимание, хотя зачатки хорошей тенденции уже прослеживаются.

Один из наиболее ярких примеров успешного взаимодействия — Зельвенский район Гродненщины. Здесь сравнительно недавно был сформирован зеленый туристический маршрут «Зэльвенскi дыяруш». В процессе работы над ним не обошлось без финансовой помощи посольства США в нашей стране и поддержки Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне», однако самое главное — реализация задуманного — заслуга местного населения. Хозяева агроусадеб, молодежь и школьники, представители районной власти и турбизнеса уже прошли профильное обучение, вместе со студентами факультета международных отношений БГУ выбрали и начали воплощать в жизнь наиболее креативные идеи — от создания творческого арт–пространства до продвижения местных кулинарных изысков. Теперь туристам в Зельвенском районе есть чем занять себя на протяжении нескольких дней — взаимодействие участников турмаршрута отшлифовано.

Что необходимо для создания полноценного туристского продукта? Наличие инфраструктуры для размещения, питания, развлечений, познавательной и оздоровительной деятельности. Центром притяжения гостей Зельвенского района является усадьба «Верес», владельцы которой, Ирина и Михаил Макей, готовы принять одновременно десятки гостей — накормить, на ночлег устроить, развлечь. В конце января, например, приезжих знакомили с искусством разделки кабана, а также устроили мастер–классы по изготовлению блюд из свинины. Заместитель председателя Зельвенского райисполкома Валентин Семеняко призывает местных жителей брать пример с креативных хозяев. Задача–максимум — увеличить количество подобных агроусадеб, чтобы впоследствии можно было создать туристический кластер: объекты должны контактировать между собой и дополнять друг друга. Выгода от этого несомненная: создаются рабочие места, а район получает инвестиции за счет развития туризма. Ради этого власти готовы даже передавать пустующие объекты за символическую цену — 1 базовую величину.

Пока, к сожалению, активность зельвенцев низкая: в районе 7 действующих агроусадеб, хотя зарегистрировано больше. Одни хозяева уехали, другие состарились, один умер. Зато благодаря проекту «Зэльвенскi дыяруш» активизировались новые силы. Например, педагоги и учащиеся Князевской школы по итогам кулинарных экспедиций создали сборник местных рецептов и могут предложить уникальные блюда всем желающим. Пробная дегустация на прошлогодней ярмарке «Анненский кирмаш» в Зельве показала: спрос огромный. Усадьба «Старая Весь» в малолюдной деревне Вороничи, помимо собственной пасеки, располагает уникальным музеем насекомых — таких экспозиций на постсоветском пространстве всего три! В усадьбе «Сад моей мечты» туристам предлагают оригинальный смузи — густой напиток из местных фруктов и трав. В Доме ремесел агрогородка Деречин другое развлечение: изготовление сувениров своими руками под руководством опытных специалистов. Это далеко не полный список вариантов сельского отдыха в районе. Скажем, местные гордятся полноводным Зельвенским водохранилищем недалеко от биологического заказника «Медухово» — там много рыбы и мест для релакса на берегу.

Сейчас участники проекта «Зэльвенскi дыяруш» налаживают контакты с турфирмами в надежде на визиты организованных групп, параллельно пытаются продвигать местный турпродукт через интернет. Это новый этап развития, пройти который, увы, удается не всем. Кстати, председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова советует сельчанам не гнаться за количеством открытых объектов, а постараться извлечь максимум из того, что уже есть. В конце 2017–го в Беларуси насчитывалось 2.319 усадеб — это немало. Теперь надо делать акцент на качестве, креативности, оригинальности турпродукта. А также искать взаимопонимание как с коллегами, так и с местными властями — хорошо если те поддержат инициативу и сами включатся в ее продвижение. Но район району рознь...

Публика же давно знает, что такое белорусская агроусадьба: там можно вкусно поесть, хорошо выспаться и подышать свежим воздухом. Теперь дело за организацией дополнительных услуг. Не создашь уникальный продукт — непременно проиграешь: конкуренция на агротуристическом рынке возрастает с каждым годом.

nesterov@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter