Как и раньше, триллионы рублей валяются у аграриев под ногами, а поднять их некому. Почему?

Агрономы не знают. Экономисты не считают. Отрасль проседает

НА КОЛЛЕГИИ Минсельхозпрода по итогам работы АПК за 4 месяца практически не говорили о тоннах и привесах, хотя действительно, несмотря ни на что, аграрии стабильно обеспечивают страну продовольствием и миллиардами долларов от его продажи на экспорт, а это самое главное, и оно не всем удается. Руководитель ведомства Леонид ЗАЯЦ акцентировал внимание на затратности производства, недоработках и их анализе. Критика звучала объективная и нередко нелицеприятная. Министра категорически не устраивает то, что многие вопросы кочуют из коллегии на коллегию, что говорит об отсутствии системности и жесткого спроса.

На пятом Всебелорусском собрании перед АПК поставлена четкая задача — через пять лет сельское хозяйство должно стать высокоэффективной отраслью с уровнем рентабельности продаж не менее 10 процентов и экспортной выручкой 7,5 миллиарда долларов. Как видим, во главу ставится не наращивание производства, а экономика. Министр назвал проблемные вопросы с разбивкой по отраслям, проанализировал их и по каждому дал конкретный ответ и решение. 

Почему из-за головотяпства одного агронома должна страдать экономика хозяйства?


Все успехи и упущения в сельхозпроизводстве зависят от эффективности использования земли. Соблюдение севооборотов — своего рода каркас системы земледелия. Это аксиома. Если, к примеру, у человека искривлен позвоночник, то у него по определению не может быть здоровым тело. Так и в земледелии: при грубейших нарушениях структуры посевных площадей растениеводство будет нести огромные потери урожайности и денег. По данным НПЦ по земледелию, размещение зерновых культур по неблагоприятному предшественнику ведет к недобору 5—6 центнеров урожая с гектара. Разве руководители хозяйств и их агрономы не в курсе? Леонид Заяц привел конкретный пример. В Витебской области он ознакомился с севом зерновых в СПК «Дружба» Сенненского района. Там сеяли ячмень по… пшенице. Это, если кто понимает, глупость несусветная, полная профнепригодность агронома, который просто валит экономику хозяйства. Таких примеров можно привести много. Севооборот не соблюдается на трети посевных площадей. В результате количество гумуса в почве уменьшается, а сорняков, вредителей и болезней нарастает. 

Главное звено земледелия, севооборот, несмотря на постоянные требования и рекомендации Минсельхозпрода, упущено. По расчетам, из-за нарушения схем севооборота и структуры посевных площадей в 2014 году денежные потери приближались к 1,4 триллиона рублей, в 2015-м они оценивались уже в 2 триллиона, или в среднем по миллиарду на одно хозяйство. 

Как можно говорить о снижении затратности при дорогом кукурузном силосе?


Корма в структуре затрат на производство молока в среднем по республике занимают 50—55 процентов, в производстве мяса КРС — более 60. На каждой еженедельной планерке министр напоминает об оптимизации кормопроизводства. Именно здесь значимые резервы повышения продуктивности, снижения затратности и в итоге укрепления аграрной экономики. 

Основные компоненты кормопроизводства — многолетние травы и кукуруза на зеленую массу, соотношение которых в посевах, а как следствие, и в рационах кормления, до сих пор далеки от совершенства. Без экономического обоснования, без учета физиологических потребностей скота в большинстве сельхозорганизаций предпочтение постоянно отдается кукурузе. Беларусь уже стала мировым лидером в расчете посевной площади кукурузы на гектар пашни. Министр настаивает, что этим нельзя гордиться, потому что чем больше кукурузы, тем больше обостряются проблемы полноценного кормления животных.

Забывают в хозяйствах, отдающих предпочтение «королеве полей», и об экономике. Мало кто, по мнению Леонида Зайца, обращает внимание на то, что себестоимость кормовой единицы зеленой массы кукурузы в 2,5 раза выше, чем многолетних трав. А с учетом затрат на обогащение белком — в 4—5 раз. 

Кому не нужен триллион рублей?


Среди специалистов сложилось мнение, что кукуруза значительно урожайнее многолетних трав, а это совершенно неверно, утверждает Леонид Заяц. И приводит примеры: урожайность зеленой массы трав в среднем за 2013—2015 годы составила 235, а кукурузы — 223 центнера с гектара. Кроме того, при подсеве многолетних под однолетние травы за первый укос однолетних посевов и осенний укос многолетних трав первого года жизни будет получено не менее 300 центнеров на круг полноценной, не требующей дополнительного привлечения белкового сырья зеленой массы. Это значительно больше, чем дает кукуруза.

Кроме кормовой ценности, бобовые многолетние травы и их смеси со злаками при доминировании первых — важнейший элемент в снижении затратности. Если довести их посевы до  миллиона гектаров, то на четверти всей посевной площади будут полностью исключены затраты на обработку почвы, азотные удобрения, гербициды, средства защиты от вредителей и болезней. Ежегодно появится полмиллиона гектаров превосходных предшественников для озимых зерновых культур. Министр объясняет в который раз, что бобовые травы при их посевной площади в миллион гектаров поглощают из воздуха не менее 150 тысяч тонн азота, а в пересчете на карбамид — более 300 тысяч тонн. Это очень важно при постоянном ежегодном азотном голодании нашего земледелия. При действующих сегодня ценах — 3,7 миллиона рублей за тонну карбамида — многолетние травы при указанной посевной площади обеспечат экономию расходов на азотные удобрения в размере более триллиона рублей. Кому не нужны такие деньги? 

Некоторые хозяйства игнорируют бобовые многолетние травы из-за неустойчивости урожайности клевера и люцерны на легких почвах. В большей мере это относится к Гомельской области. «Но на песках никто и не рекомендует заниматься клеверами и люцерной, — подчеркивает Леонид Заяц. — Здесь следует организовать семеноводство и вводить в севообороты пригодные для легких почв травы: донник, лядвенец, эспарцет. Кстати, последний имеет и другое специальное название — клевер песчаный».

В итоге неграмотное сбалансирование кормового рациона — основная причина высокой затратности в производстве молока. В прошлом году наибольшая себестоимость тонны реализованного молока сложилась в Гомельской области — на 289 тысяч рублей выше, чем в среднем по республике. Из-за этого с учетом объемов произведенного в 2015 году молока потери области вылились в 256 миллиардов рублей. За эти деньги, подсчитал министр, можно было бы купить более 100 тракторов с мощностью двигателя 300 лошадиных сил. 

Минсельхозпрод совместно с НАН Беларуси неоднократно предлагали регионам схему совершенствования структуры посевных площадей с учетом требований севооборотов и потребностей животноводства. К сожалению, эти предложения принимаются не всегда.

Министр соглашается, что частично это объяснимо, ведь трудно и вряд ли можно сверху точно расписать гектары, где и кому что сеять. Поэтому на коллегии решено: ученые подготовят схемы севооборотов и структуру посевных площадей для сельхозорганизаций, исходя из их специализации и почвенных особенностей. А руководители и специалисты на местах должны самостоятельно разобраться, что и сколько сеять. 

И еще один вопрос по земледелию. Замечено, что практически ежегодно озимые зерновые культуры продуктивнее яровых. Поэтому в структуре посевов зерновых и рапса озимые отныне должны занимать не менее 70 процентов. И это следует реализовать уже с предстоящего осеннего сева, настаивает министр. 

Перспектива зимовки неблестящая. Где выход?


Проблемы растениеводства плавно переходят на животноводство. Из-за элементарных нарушений в кормлении и содержании скота только за первое полугодие недополучили продукции на 3,7 триллиона рублей.

При поддержке государства создана мощная инфраструктура. Только за 2010—2015 годы на нее затратили 26 триллионов рублей, на новых фермах и комплексах разместили больше половины дойного стада. Но, к сожалению, должного результата пока нет. Так, из построенных в рамках Республиканской программы развития молочной отрасли 420 молочно-товарных комплексов и ферм на 158 из них средний удой от коровы оказался даже ниже среднереспубликанского.

Министр называет главную причину низкой продуктивности отрасли — дефицит и качество кормов. И предупреждает: перспектива предстоящей зимовки также неблестящая. Несмотря на то что на 13 июля заготовлено кормов на условную голову больше соответствующей даты прошлого года, в целом без принятия должных мер положение может быть сложным. К примеру, около 600 тысяч голов коров у нас на круглогодовом стойловом содержании, для них всегда имелся полуторагодичный запас кормов. В этом году он в основном исчерпан до начала кормозаготовки, в июле кормить коров будут кормами, заготовленными из нового урожая. Поэтому сейчас надо задействовать все резервы для пополнения кормовой базы. «Даже в условиях складывающейся погодной ситуации убрать не менее 2, а в посевах клевера и люцерны — 3—4 укосов многолетних трав, найти возможность подкормить их, широко использовать промежуточные пожнивные и поукосные культуры, которые на фоне прошедших обильных дождей должны обеспечить должную урожайность», — ставит задачу глава аграрного ведомства.

Сейчас время подумать о кормах в следующем году. Леонид Заяц называет и решение проблемы. Поскольку ныне площадь многолетних трав далека от желаемой, следует существенно поднять роль однолетних культур. И в первую очередь озимых. У нас уже отработана практика посева озимой ржи в смеси с озимой сурепицей. В этом случае реально в первой половине мая иметь не менее 200 центнеров с гектара высококачественных, сбалансированных по белку кормов. Затем на этом же поле можно высеять поукосные бобово-злаковые смеси с подсевом бобовых многолетних трав. Один укос озимых и яровых однолетних трав плюс укос многолетних трав первого года жизни дадут не менее 500 центнеров с гектара прекрасного корма. Леонид Заяц объясняет, что это вдвое урожайнее кукурузы и в 4—5 раз дешевле ее, поскольку не потребуются огромные затраты на белковые добавки.

Уже не первый год эту практику используют агрокомбинат «Дзержинский» Дзержинского, эксбаза «Криничная» Мозырского районов и ряд других хозяйств. Глава ведомства ставит задачу: нынешней осенью в каждом хозяйстве нужно посеять 0,5 гектара в расчете на корову озимой ржано-сурепичной смеси. Тогда будем с молоком и перестанем закладывать в траншею кукурузу и одновременно закупать для нее дорогие добавки за рубежом. 

На коллегии обсуждены и другие злободневные проблемы АПК. О них «СГ» будет подробно рассказывать в следующих выпусках газеты.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter