Созданные в школах аграрные классы мотивируют молодежь идти в сельское хозяйство

Агроклассы помогают сделать выбор

До половины выпускников Лопатинской СШ поступают на сельхозспециальности. В чем секрет?

Профильные классы аграрной направленности, призванные повысить престиж специальностей сельскохозяйственного профиля и привлечь молодежь в АПК, открылись в белорусских школах три года назад. Чему в них учат и насколько создание таких классов поспособствует решению кадровой проблемы на селе, о которой говорили делегаты VI Всебелорусского народного собрания, разбиралась корреспондент нашей газеты.

Учитель Алла Космыкова на факультативном занятии для учеников 10-х и 11-х классов по введению в аграрные профессии.

На демонстрационном экране — откормленные коровы и блестящие трубы доильного комплекса. Учитель Лопатинской средней школы Гомельского района Алла Космыкова рассказывает:

— В доильном зале типа «Елочка» животные размещаются под углом от 30 до 60 градусов к доильной траншее. Так удобнее работать оператору. Эту схему целесообразно использовать на фермах с поголовьем не более 600 коров…

Производство молока, основы обработки почвы и даже изучение устройства и параметров тепловых двигателей — составные части факультативного курса «Введение в аграрные профессии». Здесь его изучают 12 школьников: четыре человека из 11-го класса и восемь десятиклассников.


В Лопатинской школе за повышение сельскохозяйственной грамотности взялись всерьез задолго до принятия в декабре 2017 года постановления совместного заседания коллегий Минсельхозпрода и Минобразования о создании профильных классов аграрной направленности. 

— У нас заключен договор о сотрудничестве с Белорусским государственным аграрным техническим университетом, — рассказывает директор Галина Непша. — Они оказывают нам научную помощь, проводят для ребят экскурсии. Взаимодействуем с сельхозакадемией в Горках, профильными средними учебными заведениями Гомеля, Буда-Кошелево. 

Ученики вместе с учителями реализуют интересные проекты, проводят тематические исследования, представляя их потом на конкурсах. 

— Одиннадцатиклассники, к примеру, — продолжает Галина Аркадьевна, — изучали использование различных источников света для проращивания семян, десятиклассники опробовали растворы гербицидов, чтобы выяснить, от какого быстрее погибают семена сорных растений на пришкольном участке.

Традиционный для сельских школ огород не только учит работе на земле, но и приносит неплохой урожай: по 200 килограммов лука и моркови, полтонны картофеля, 300 килограммов свеклы и 150 — капусты. Кроме практического овощеводства, участок используют и для изучения ландшафтного дизайна.

Звенит звонок, но процесс вовлечения в профессию не прекращается. Следующий пункт на сегодня — посещение сельхозпредприятия. Вместе со старшеклассниками отправляемся на экскурсию в ОАО «Агрокомбинат «Южный», с которым у школы давно налажено тесное сотрудничество. Заместитель директора Ольга Чеброва встречает группу в машинно-тракторном парке. Осмотр диспетчерской, ремонтных мастерских и бытовых помещений и немного информации об уровне зарплат, которые заставляют школьников уважительно присвистнуть. Ольга Чеброва тут же добавляет:

— Мы ежегодно даем целевые направления. Особенно востребованы механики и специалисты зоотехнического и ветеринарного профилей. Причем у молодых специалистов большое количество бонусов.

За последние годы на сельхозспециальности поступали 30—50 процентов лопатинских выпускников. И эту планку директор школы намерена повышать:

— К выбору ребят никто не подталкивает — ведь профессия должна быть по душе. Просто нужно показать, какие у них есть возможности. Сейчас очень важно повысить престиж сельскохозяйственных специальностей. Молодежь нужно закреплять в сельской местности, чтобы деревни и агрогородки жили и развивались. 

Десятиклассники со своим будущим пока еще определяются, но Даша Муравко сельское хозяйство в список вариантов включила:

— Мне больше нравится работа технолога — определять корма, составлять рацион для коров. От этого зависит, сколько они потом дадут молока.

Ученики Дарья Муравко и Андрей Целковиков во время презентации.

А вот ребята постарше, у которых поступление на носу, почти все отправляются за высшим сельхозобразованием. Андрею Целковикову определиться помогли как раз агроклассы:

— Конечно, к труду на огороде нас всех привлекали с детства. Как вырастить картошку, мы представляем сами. А на факультативе показали и как пчел разводят, и как молоко перерабатывают, и из чего трактор состоит. Но я хотел бы изучать теплоэнергетику в сельском хозяйстве — теплицы родителям точно научусь устанавливать!

Одиннадцатиклассница Александра Пыршина собирается поддержать семейную традицию (когда-то сельскохозяйственный вуз окончили ее родители):

— Я хочу поступить в Белорусский государственный аграрный технический университет. А если ты учишься в агроклассе, то можешь сделать это без вступительных экзаменов. 

Декан факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи столичного вуза Карина Гаркуша уточняет условия, при которых можно рассчитывать на такую льготу при поступлении:

— Без вступительных испытаний зачисляются те, кто прошел обучение в профильных классах или группах аграрной направленности и имеет на руках договор о целевой подготовке. При этом по профильным предметам нужны отметки не ниже 7 баллов. В нашем вузе для технических специальностей это математика и физика, на экономическую специальность — математика и иностранный язык. Будьте готовы к тому, что документы для поступления в университет на льготных условиях нужно будет подавать в первые три дня приема документов.

Вступительная кампания 2020 года была первой, когда БГАТУ встречал выпускников агроклассов. 

— К нам поступили 25 таких абитуриентов. Двое изначально шли по общему конкурсу, у 23 было целевое, льготой в итоге воспользовались 16 человек. 

КСТАТИ

Как рассказали в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, аграрные классы в 2020 году в белорусских школах окончили 1160 человек. Почти четверть из них — 266 выпускников — при поступлении выбрали для себя профессии, связанные с сельским хозяйством. Сейчас по всей стране работают 426 таких профильных 10-х и 11-х классов, обучение проходят 2770 школьников.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter