Агрогородки - лучшая идея последнего десятилетия, - считает директор унитарного сельжоз-предприятия Волма Минского района Вадимир Тимахович

— Владимир Степанович, Президент страны потребовал от руководителей хозяйств сдавать минимум 5 домиков в год. Это напряженное задание?
— Совсем не напряженное. Особенно сейчас, когда государство впервые стало предоставлять нам льготные кредиты на весь дом, а не на какую-то его часть.
— Но кредиты — это деньги, которые надо отдавать... Да еще с процентами... Не окажутся ли они тяжким бременем для вашего хозяйства?
— 10 домиков нам обошлись в 300 миллионов рублей. Их нужно вернуть Агропромбанку в течение 30 лет плюс 3 процента годовых за пользование. Сумма немаленькая. И все-таки она посильна для нашего совхоза. А главное, такой подход к возрождению села, когда в центр внимания поставлен человек с его насущными нуждами, сразу начал приносить отдачу. Именно по итогам 2004 года, когда впервые за 46-летнюю историю совхоза в нем было построено так много жилья, у нас “рванули” вперед показатели. С 12 до 17 литров в сутки возросли удои молока от коровы, с 29 до 50 центнеров на гектар увеличился сбор зерна, среднесуточный привес свиней за полгода стал больше на 200 граммов и составляет теперь 677. Благодаря этим и другим подвижкам мы получили в два раза больше прибыли. По этой причине появилась возможность повысить работникам зарплату, которая сегодня в среднем составляет около 200 долларов.
Забота о человеке всегда окупается сторицей, особенно когда дело касается жилья. Жилье дает возможность пригласить хороших специалистов, отбирая их даже на конкурсной основе.
— И заключая с ними, видимо, контракт...
— А как же. Я тоже на контракте, на два года, как и все руководители в республике. Для работников нашего хозяйства средний срок действия контракта составляет год, хотя бывает и полгода, и три месяца, и месяц. Такие условия не противоречат идее агрогородка, который мы хотим построить в Луговой Слободе в течение ближайших пяти лет, а приближает ее реализацию. Имея в руках столь серьезное орудие, я делаю лишь два предупреждения. Третьего не бывает... И должен вам сказать, что добиваться от подчиненных выполнения поставленных задач стало намного легче. В то же время я себе не позволяю злоупотреблений властью, поскольку для меня немаловажна и морально-этическая сторона. Стараюсь всегда понять человека — сам же в такой ситуации. Конфликты на контрактной почве у нас очень редки. Люди стали ценить свое рабочее место, стараются добросовестно относиться к делу. Все прекрасно знают, что к директору идет огромный поток посетителей, в том числе минчан, с просьбой принять их в совхоз, в некоторые дни, бывает, принимаю по этому вопросу 10—12 человек. Учительница, скажем, по профессии или инженер, а согласны идти к нам хоть дояркой, хоть механизатором — лишь бы получить жилье. И о заработках в нашем совхозе народ наслышан. Скажем, механизаторы у нас заработали нынешней весной за 12—15 дней посевной по 1,5 миллиона рублей. Конечно, они находились на поле весь световой день, но и накануне посевной, и накануне уборочной я всегда издаю приказ: оплата за работу в выходные дни — в двойном размере, переработанные часы учитывать и предоставлять за них отгулы зимой.
— Агрогородки, говорится в государственной программе, должны стоять на крепком экономическом фундаменте. Получится его построить?
— Главным фактором является, конечно, прибыль. Часть ее уходит на выплату кредитов за дома, а остальное направляем на внедрение интенсивных технологий, чтобы агрогородок Луговая Слобода действительно не оказался замком из песка. Каждый полученный нами рубль работает, работает и еще раз работает. За последнее время мы уже внедрили интенсивную технологию возделывания зерна. Перевели на “шведский стол” свиней, что позволило цикл откорма сократить до 4—4,5 месяца. Производство свинины в результате стало высокорентабельным, поэтому в наших планах наращивать поголовье. Реконструировали старенькие фермы для коров — сделали напольное кормление, обновили молокопроводы. По такой же схеме ведется реконструкция на ферме в деревне Заболоть. Запланировали также строительство новой фермы на 400 голов крупного рогатого скота с использованием прогрессивных технологий. Стоимость ее немалая — 3 миллиарда рублей, так что придется брать еще один кредит... Однако весь мир сегодня работает по таким схемам, и надо переставать этого бояться. Приобретаем два новых зерноуборочных комбайна. Еще поставили задачу добиться сдачи высшим сортом 100 процентов молока, для чего закупим современные холодильные камеры — танки.
Новое оборудование совхоз закупает самое разное. Под каждую потребность изучаем рынок и выбираем те модели, у которых наилучшее соотношение цены и качества, независимо от страны-производителя. В итоге техника у нас белорусская, российская, немецкая, итальянская, финская.
Другими словами, руководство сельхозпредприятия делает все, чтобы закрепить наметившиеся в нашем хозяйстве положительные тенденции. Но столько возникает природных аномалий из-за непродуманной мелиорации на Полесье... То ураганы, которых не помнят старожилы, то тропическая засуха, не свойственная нашим широтам, то холода аж до июня, нарушающие циклы вегетации растений, а то проливные затяжные дожди... Отдельные поля этой весной смогли засеять лишь с десятого раза.
— Каково в целом у вас настроение?
— Радостно на душе от того, что дожили до времен, когда все стало получаться. Программа возрождения села принята очень хорошая — по масштабам помощи агросектору никогда еще такой не было. Используя возможности программы, мы будем стараться ликвидировать в хозяйстве очередь на получение жилья, в которой сегодня стоят 22 человека. У меня все главные специалисты живут пока в общежитии... Представляете? Эти дома нам нужны как воздух. На очереди — объекты социальной сферы. Будем делать культурный, спортивный и торговый центры, заасфальтируем все улицы, далее — строительство второго детского садика. Поскольку у нас растут объемы производства, то ожидаются и новые рабочие места, а значит, приедут молодые семьи.
С каждым годом жизнь в Беларуси становится лучше. Есть и бесплатное жилье, и социальное страхование, и разнообразные услуги, и многие из льгот, которых даже в 80-е годы не было. Другой раз говорят, что вот, на селе нынче малая зарплата... В целом она действительно недотягивает до средней по стране. Но ведь сельчанину со всех сторон оказывают помощь. Посадить, привезти, убрать — и все за символическую плату. А взять, к примеру, питание. В каждую страду на место работы мы дважды в день привозим им горячие обеды. И по какой цене! При стоимости 6 тысяч рублей человек платит лишь 20 процентов. А возьмите пенсионеров. Они что, плохо сегодня живут? Да со стороны государства им идет полная поддержка. В магазинах тоже все теперь есть — зарабатывай и покупай.
Я всем нашим работникам говорю: хотим кушать хлеб с маслом — нужно их заработать. А не поддаваться иждивенческим настроениям. Если нашему хозяйству государство оказало помощи на 1 рубль, то я считаю, что мы должны вернуть ему 5 рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter