Аграрная интеграция с модернизацией

Сотрясающий Украину политический кризис по определению не может не сказаться на экономическом самочувствии прежней «житницы Европы»

Взгляд из Минска

Сотрясающий Украину политический кризис по определению не может не сказаться на экономическом самочувствии прежней «житницы Европы»

Украинские аграрии и эксперты, хотя и отмечают пока относительное благополучие на своем продовольственном рынке, все же насторожены: несмотря на большой урожай зерновых прошлого года, украинские перерабатывающие предприятия начинают испытывать проблемы с сырьем, а цены на муку и вовсе меняются скачкообразно – вместе с курсом гривны. Наиболее радикальные прогнозы предсказывают Украине нынешней осенью серьезный продовольственный кризис. Обращаться в таком случае за помощью к России для нынешних украинских политиков, скорее, из разряда невозможного, так как политической смерти подобно. Но и к Беларуси с подобными просьбами нынешний официальный Киев обращаться не спешит.

– Украинской стороной аккредитовано всего 15 белорусских предприятий, имеющих право поставлять свою продукцию на рынок этой страны, в то время как для работы в Беларуси аккредитовано 39 предприятий соседнего государства, – отмечает первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич. – Если, например, за последние два года наша страна открыла свой рынок для еще нескольких украинских производителей, то сама Украина ни одного нового белорусского предприятия на свой рынок за этот период не допустила.

Тем не менее на днях один из авторитетных украинских экспертов, директор инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Юрий Астахов отметил, что из всех сегментов АПК только растениеводческий сектор менее всего подвержен влиянию экономической ситуации в стране, поскольку цены на зерновые формируются на международных рынках. Относительно всех других групп продовольствия аналитик констатировал:

– Производители мяса и молока значительно сильнее страдают от девальвации, поскольку большая часть их продукции реализуется на внутреннем рынке за гривну. Поэтому основной причиной роста банкротств в ближайшее время станут плохая конъюнктура и финансовая неустойчивость компаний, у которых большая часть займов в долларах.

Неминуемое при этом снижение экспорта украинского продовольствия в России будет практически незаметно (объемы не те). Недавно министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров сообщил, что украинские недопоставки могут быть замещены, в том числе и Беларусью. В прошлом году Украина поставила в Россию агропродукции на общую сумму 3 млрд долларов. Беларусь действительно способна закрыть такой объем и с удовольствием сделает это, если потребуется.

Впрочем, случившаяся перезагрузка – отличный повод отшлифовать также мелкие организационные детали, порой мешающие росту экономического взаимодействия наших стран. Например, смоленские фермеры в большинстве своем готовы покупать белорусские тракторы: российских сельхозпроизводителей устраивают их качество и цена. Но условия продажи вынуждают от этой затеи отказываться: рассрочка при покупке белорусской продукции предоставляется только на год, а необходимо как минимум на три. Именно этот пример стал одним из ключевых на прошедшем в Минске экспертном круглом столе, посвященном стратегии модернизации белорусской экономики. Поскольку в условиях мировой глобализации, вступления России в ВТО и построения нашими странами Евразийского экономического пространства вопросы экономической модернизации приобретают поистине стратегическое значение, обобщенное мнение экспертов подтвердило расхожую истину: остановиться сегодня – значит безнадежно отстать. А потому модернизация необходима.

– У нас достаточный уровень технологий, чтобы выходить с новыми продуктами, захватывать новые ниши, – убежден, в частности, бизнесмен Александр Синкевич. – Часть предприятий, причем государственных, это успешно делает.

Проблема в другом: в последнее время много говорится о технологической модернизации, очень много в этом направлении сделано, но мало известно про модернизацию системы управления. Нужно привлекать серьезных экспертов.

Добавим от себя, что наверняка настала пора присмотреться и к морально-имиджевому аспекту – огульной критике производимой нашими странами продукции. Обилие всевозможных шуток на грани фола, оскорбительных намеков, сатирических реприз в духе перестроечного КВНа не только подрывает потребительское доверие к продукции стран Союзного государства, заставляя скептически воспринимать даже очевидные успехи и прорывные направления сотрудничества, но и негативно сказывается на самой экономике подобного сотрудничества.

Максим ОСИПОВ

Взгляд из Москвы

Продовольственная безопасность страны может быть обеспечена только в рамках комплексного подхода, а ее базовые составляющие должны быть закреплены на законодательном уровне

Расходы россиян на питание составляют почти треть (27,4%) потребительских расходов семьи (для сравнения: в Великобритании и Люксембурге – 9%, но в Литве – 34%). И было бы неплохо, если руководство страны позаботилось о создании таких условий, чтобы качественные продукты питания производились на территории России и продавались по доступным ценам. Законы о продовольственной безопасности приняты во всех развитых странах – Германии, Франции, Швеции, США, а также в Китае, Беларуси и т. д. Например, в США продовольственный комплекс относится к самым защищенным.

Не секрет, что Россия тратит гораздо меньше средств на поддержку сельского хозяйства, чем другие мировые державы. А ведь основу продовольственной безопасности составляют стабильное отечественное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение уровня и качества жизни сельского населения, сохранение природных ресурсов для аграрного производства. Все это невозможно без развития инфраструктуры сельских поселений. Недаром же на Всероссийском съезде депутатов сельских поселений, прошедшем под эгидой партии «Единая Россия» на прошлой неделе, лидер партии российский премьер Дмитрий Медведев призвал уделить самое пристальное внимание социальной политике на селе. Кроме того, он потребовал от местных руководителей улучшать климат для частных предпринимателей. Там же Дмитрий Медведев заявил, что на развитие социальной сферы на селе запланированы средства в размере 100 млрд рублей.

Россия практически единственная страна в мире, которая способна в большом объеме расширить площадь пахотных земель, и в первую очередь за счет земель, выбывших из оборота за годы реформ. Нельзя не вспомнить и о людском потенциале, который хорошо бы привлекать к работе более активно. Ведь численность сельского населения страны на начало 2014 года составила 37,1 млн человек, а это 25,8% общей численности населения.

Потенциал России в аграрной сфере сложно переоценить. Помимо крупнейшего запаса пашни в стране сосредоточено почти 40% мировых площадей черноземов. Увеличив эффективность сельхозпроизводства и вернув в оборот выбывшие земли, экономическое значение АПК в перспективе можно поднять до уровня, сопоставимого с сырьевым экспортом.

Подтверждением серьезности таких предположений могут стать примеры других крупнейших стран: Китай и Индия обеспечивают в восемь раз большее население за счет примерно такого же объема пашни, как и в России, а США, обеспечивая в два раза большее население, экспортирует сельхозпродукцию на 100 млрд долларов в год.

В России за последнее десятилетие была сформирована достаточно эффективная система государственной поддержки, которая менялась в разные периоды развития страны, в том числе и Доктрина продовольственной безопасности страны, утвержденная в 2010 году. Она действовала и помогала селу, стимулируя инвесторов вкладывать средства в аграрный бизнес. По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, сказанным на заседании правительства, эта политика приносит результаты. В прошедшем году, несмотря на влияние неблагоприятных погодных условий в 23 субъектах РФ и наводнений в 6 субъектах РФ, были достигнуты положительные результаты развития сельского хозяйства. Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2013 году составил 106,2%, в том числе продукции растениеводства – 112,3%, продукции животноводства – 100,5%. Причем страна не только полностью обеспечивает себя зерном, но и поставляет его на экспорт.

Но есть ряд направлений, где сохраняется сложная ситуация. И прежде всего это касается молочного животноводства. В прошлом году в этом секторе произошло сокращение производства более чем на 3%. В связи с чем Минсельхозу России правительством было дано поручение подготовить предложения по дополнительным стимулам развития этой сферы, включая механизмы стабилизации цен на рынке молока.

А что может в ближайшей перспективе угрожать состоянию продовольственной безопасности страны? Минсельхоз России выделяет следующие основные риски – это снижение посевных площадей под продовольственные культуры за счет увеличения посевных площадей под технические культуры; замедление темпов модернизации ряда отраслей АПК за счет отсутствия аналогов импортируемого оборудования; неразвитость инфраструктуры хранения, транспортировки и товародвижения пищевой продукции; внешнеэкономические факторы и колебания курса рубля; рост цен на энергоресурсы, материально-технические средства; высокая степень кредитного обременения сельскохозяйственных, рыбохозяйственных и пищевых предприятий.

По словам главы Минсельхоза Николая Федорова, в целом в текущем году министерство планирует в своей работе обратить особое внимание на укрепление финансового состояния предприятий аграрного сектора и рыбохозяйственного комплекса. Ведь только добившись устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции в России, можно будет обеспечить долгосрочную продовольственную безопасность страны.

Николай ПЛЕХАНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter