Агитбригада для кинопроката

Кино я люблю.
Кино я люблю. Но в кинотеатры хожу редко. Потому что в большинстве своем американская кинопродукция, которую там предлагают, хоть и выглядит аппетитной из-за обилия "приправ" в виде головокружительных трюков и спецэффектов, обычно провоцирует чувство интеллектуального голода. И, видно, такая беда не у меня одной: на тему о том, что кинопрокат "развалили, загубили, потеряли", рассуждают у нас многие - и в прессе, и на телеэкране. И особенно активно - на фоне какого-нибудь очередного кинособытия вроде национального кинофестиваля или, как сейчас, под впечатлением выхода на экраны "первого белорусского блокбастера". Но одна "Анастасия Слуцкая" способна разнообразить сильно американизированную афишу белорусских кинотеатров лишь на недолгое время. А что дальше? И почему элитный киноформат "4х4" доступен только столичным зрителям? Хромает спрос - поэтому нет и предложения? С этими вопросами я и направилась к менеджеру по маркетингу киностудии "Беларусьфильм" Надежде ГОРОШЕВИЧ.

- Прежняя система кинопроката утеряна, это правда. Но говорить о ее окончательной гибели все-таки рано, - рассуждает Надежда Константиновна. - Конечно, не без оснований можно посетовать и на слабое финансирование кинопрокатных организаций, приобретающих заведомо коммерческие картины, и на сокращение количества кинотеатров, на морально устаревшее оборудование, наконец, на то, что киномехаников в Беларуси уже нигде не готовят, но... Все же остались подвижники (дай Бог им здоровья), которые с энтузиазмом готовят почву для большого кино в Беларуси.

- Например?

- Например, Галина Петровна Куркуль, которая работает в системе кинопроката не первое десятилетие и второй год возглавляет кинотеатр "Электрон" в Минске.

В ноябре вместе с ней мы проводили фестиваль детского кино - всего за неделю в кинотеатре побывало больше трех тысяч детей вместе с родителями. Благодаря ее активности и контактам со школами! А посмотрите на Анастасию Суханову - талантливого кинооператора и сценариста, которая изобрела в своем роде новый жанр в киноискусстве, снимая по собственным сценариям 5-минутные фильмы острой социальной направленности. О наркомании, алкоголизме, курении - без дидактики и навязчивого назидания, но вызывающие настоящий шок у зрителей. Сегодня у нее уже 9 таких фильмов, которые мы решили объединить в альманах под названием "Право на надежду". Сейчас его охотно раскупают во всем бывшем Советском Союзе. Минский областной кинопрокат уже организовал показ этого кино во всех районах области, 20 тысяч подростков прокатчики чуть ли не за руку привели в кинозалы - и не только для того, чтобы те учились не на собственных ошибках. Еще и для того, чтобы показать, что такое качественное документальное кино. Целое поколение зрителей мы уже потеряли, упустить еще одно - недопустимо.

- Как это понимать - потеряли?

- Тогда, в 90-х, никто не думал, что кино нужно через сито пропускать. Зрители жаждали увидеть все, что прежде было недоступным, а кинопрокатчики не думали ни о чем другом, кроме валового сбора и прибыли. Но цензура необходима! Я глубоко уважаю Алексея Балабанова. Но когда приезжаю на кинорынок и смотрю его картину "Война", больше 10 минут не выдерживаю. Пусть там глубокая идея, патриотизм, все-таки наблюдать ужасные сцены крупным планом для людей - губительно. Большинство из тех, кто воспитывался на "перестроечном" кино, и теперь идут в кинотеатр за поверхностными эмоциями. Внешних эффектов, рева в системе долби таким зрителям нужно все больше, то, что глубже, внутри, - уже скучно. А будущих зрителей, вообще людей воспитывает совсем другое кино. И для того чтобы покупать социально значимые фильмы, прокатчики вынуждены приобретать картины, которые гарантированно принесут деньги. Потому что рассчитывать они могут только на себя. Российским коллегам в чем-то легче. Там есть социальные программы, по которым, например, на покупку детских фильмов выделяются муниципальные деньги. Такие социальные программы должны появиться и в Беларуси.

- Покупать фильмы, конечно, искусство. Но и уметь продавать их - искусство не меньшее. Говорят, "Анастасия Слуцкая" - едва ли не единственный фильм, копии которого киностудии "Беларусьфильм" удалось продать без скидок...

- Какие скидки? Мы что, так богаты? Другой вопрос, что для каждого региона киностудия назначает свою цену, но никак не меньше стартовой. Определяя стоимость копии, мы учитываем все: плотность населения, количество киноустановок, среднюю стоимость билетов и в итоге - покупательский потенциал региона. При этом мы не печатаем копии впрок, как это делается в России, работаем только под конкретный заказ. К "Анастасии Слуцкой" есть интерес, этот фильм довольно охотно покупают. В сентябре мы снова собираемся показывать эту картину на 56-м Межгосударственном кинорынке в Москве - вместе с "Бальным платьем" Маргариты Касымовой. Съемки этого фильма уже закончены, о чем знают за пределами Беларуси (своих потенциальных покупателей мы стараемся оповещать о новых проектах заранее). Кстати, "Зорка Венера" этого режиссера в странах СНГ пользуется спросом до сих пор, хотя мы уже продали около 50 копий этой картины. Потому что доброго кино для детей сейчас очень мало. Для "Беларусьфильма" такие фильмы могут стать довольно-таки перспективной нишей. Потому что необходимость воспитывать зрителя осознали уже не только в Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter