Агент хоккейного назначения

Чемпионат мира по хоккею - это в первую очередь масштабный слет игроков и болельщиков...

Чемпионат мира по хоккею - это в первую очередь масштабный слет игроков и болельщиков. Однако не стоит забывать и о том, что на трибунах хватало специалистов всех мастей: тренеров, скаутов, агентов. Одним из тех, кто приехал в Минск по профессиональным интересам, стал Геннадий Ушаков, являющийся агентом таких игроков российской сборной, как Евгений Малкин и Антон Белов. Корреспондент "СБ" встретился и пообщался с ним. Начали, разумеется, с впечатлений об игре сборной России на мировом первенстве, но затронули и многие актуальные для белорусского хоккея темы.


* * *


- Как вам финал?


- Россия выиграла - и это главное. Сборная Швеции мне показалась сильнее сборной Финляндии. И игра в полуфинале была сложнее, чем в финале. Еще мне непонятно, как дают MVP турнира не сильнейшему в своем амплуа. Я о Ринне. Лучший вратарь чемпионата мира Бобровский, а MVP - Ринне. Как такое может быть? Бобровский сыграл намного сильнее.


- Антону Белову, который стал на этом чемпионате лучшим по системе "плюс/минус", турнир явно удался. А вот от другого вашего клиента Евгения Малкина, наверное, ждали чуть большего.


- Еще совсем мало времени прошло после того, как Женя прилетел из-за океана. Он еще не до конца акклиматизировался. Плюс позади у него длинный трудный сезон в клубе и на первых порах где-то не хватало взаимопонимания с партнерами. Тем не менее, например, в финале Женя сыграл очень полезно и грамотно, забил во многом определяющий третий гол, несмотря на свой статус, здорово отрабатывал в обороне. В общем, действовал близко к своим реальным возможностям.


- Насколько плотно вы следили за чемпионатом мира?


- В Минск приехал только на четыре последних матча. Но по телевидению, конечно, отслеживал турнир весьма основательно. Все действительно прошло на высочайшем уровне. Даже на малорейтинговых матчах присутствовали по 5 - 7 тысяч зрителей. И это о многом говорит.


- Как вам "Минск-Арена"?


- Я не заглядывал здесь в каждый угол. Но то, что увидел, мне очень понравилось. Например, домашний дворец "Детройта" в несколько раз хуже, чем "Минск-Арена". Хотя, конечно, хватает за океаном и стадионов, сделанных по самому последнему слову техники. Взять тот же CONSOL Energy Center в Питтсбурге. По всей арене - 900 телевизоров, мест, где можно поесть, - тьма, туалетов - тоже. Очередей, несмотря на вместимость дворца в 18 тысяч, нигде нет. И для хоккеистов условия созданы просто великолепные. Там есть буквально все - вплоть до специальных помещений в подтрибунье, где игроки на специальном покрытии могут тренировать броски-передачи, и бассейна с беговой дорожкой под водой для восстанавливающихся после травм. Когда Алексей Ковалев приехал и увидел все это, он сказал, что готов тренироваться здесь с утра до вечера.


* * *


- Есть мнение, мол, из-за того, что многие звезды в Минск не прилетели, уровень конкуренции на этом мировом первенстве был недостаточно высок.


- Чемпионаты мира, проходящие в один год с Олимпийскими играми, всегда несколько ниже уровнем, чем остальные аналогичные турниры. Но в то же время это проблемы тех сборных, у которых не получается собрать всех сильнейших. Если же говорить о команде Беларуси, то у нее был во многом уникальный шанс побороться за медали. Но воспользоваться им не получилось.


- Почему?


- На мой взгляд, главная причина в подборе защитников. Глен Хэнлон собрал очень сильную атаку. Неплохую вратарскую линию. Но вот по защите, что называется, есть вопросы. На мой взгляд, она была подобрана неверно. Есть сильные белорусские защитники, играющие в минском "Динамо", других клубах КХЛ. Скажем, Андрей Антонов по своему классу, считаю, лучше практически всех защитников, выступавших за Беларусь на этом чемпионате мира. Но в состав он, как и многие другие достойные, не попал. Карев, Евенко, Готовец - почему они?


- А что скажете, например, по поводу Романа Граборенко? Многие считают его одним из наиболее талантливых игроков новой волны.


- Знаком с Ромой уже лет пять. Более того - я даже приложил руку к тому, что он уехал в Северную Америку. Рома большой, праворукий, с неплохим броском и катанием. В общем, у него есть все данные для того, чтобы стать очень сильным хоккеистом. Желаю ему этого. Но, честно говоря, в последние годы он остановился в своем развитии. И на чемпионате мира откровенно виноват сразу в нескольких шайбах.


- Кто-то из белорусов, выступавших на чемпионате мира, способен играть в НХЛ?


- Михаил Грабовский - однозначно, Сергей Костицын - может быть. Хотя Сергей уже вряд ли поедет: тех финансовых условий, которые он имеет в Омске, за океаном ни один клуб ему сейчас не предложит.


- А молодежь?


- Знаете, и в сборной России игроков уровня НХЛ не очень-то много: Малкин, Овечкин, Кулемин, Бобровский, Белов, еще несколько ребят. Сейчас уровень Национальной хоккейной лиги настолько высок, что попасть туда, причем на выгодных условиях, чрезвычайно трудно.


- Выйти на уровень КХЛ намного легче?


- В России много говорят, что КХЛ спорит с НХЛ за звание сильнейшей хоккейной лиги мира. А за океаном всего этого даже не замечают. КХЛ стремится с каждым годом становиться все лучше. Но эта лига стоит на спонсорских деньгах крупных предприятий. А НХЛ зарабатывает. Уровень жизни людей позволяет. Допустим, на домашних матчах "Питтсбурга" восемь лет подряд собираются аншлаги, и это при том, что билеты далеко не такие доступные, как в России. Каждый матч в среднем приносит 2 миллиона долларов прибыли. В Торонто цены на билеты стартуют от 250 долларов, а стоимость абонемента на весь сезон в специальных ложах - 750.000 долларов, и это без еды и питья. А еще доход от продажи всевозможных сувениров, хоккейной амуниции. Джерси расходятся колоссальными тиражами. Для иллюстрации: когда Евгений Малкин проводил первый матч в составе "Питтсбурга", маек с его фамилией купили на общую сумму 30 тысяч долларов.


- Зарплаты в НХЛ и КХЛ сопоставимы?


- Доход некоторых игроков, выступающих в Континентальной хоккейной лиге, даже выше, чем у энхаэловцев. За океаном чуть ли не половина зарплаты уходит на налоги, и там не предусмотрено бонусов, как в КХЛ. Сверх контракта что-то заработать могут только новички. У Малкина в его первый сезон с учетом налоговых вычетов было меньше полумиллиона долларов в год. Но он заработал около трех с половиной миллионов за счет бонусов.


- С белорусскими хоккеистами вы когда-либо сотрудничали или, может, с кем-то сейчас сотрудничаете?


- САА Sports, в которой я работаю, - авторитетнейшая компания на рынке. Среди наших клиентов, например, Сидни Кросби, ЛеБрон Джеймс, Роберто Луонго. Но вот белорусские хоккеисты выбирают другие варианты. Жаль, ведь у кого-то карьера могла сложиться совсем не так, как сложилась. Я в свое время, например, рассматривал возможность сотрудничества с Михаилом Стефановичем. Познакомился с его родителями, самим Мишей. Можно было бы работать, раскручивать. Но они предпочли сиюминутную выгоду.


- Недавно появилась новость, что белорусские игроки не будут считаться легионерами в российских клубах.


- Конечно, этот шаг - большой плюс белорусскому хоккею. КХЛ - хорошая среда для роста. Но, во-первых, уровень игры многих белорусов не соответствует уровню КХЛ. А во-вторых, им надо выдержать колоссальную конкуренцию с российскими ребятами, которые готовы играть даже по минимальному контракту - 100 тысяч долларов в год. В минское "Динамо" пробиться в любом случае легче.


- Хорошее подспорье - введенная год назад легионерская формула "6+1".


- Судя по трансферной деятельности "Динамо" в нынешнем межсезонье, от этой формулы уже потихоньку отказываются. Хотя вообще она полезна. Дать результат и подготовить игроков для сборной - это во многом две взаимоисключающие вещи. Тем не менее в прошлом сезоне многие ребята получили возможность повариться на уровне КХЛ только благодаря "Динамо", многие выросли в своем мастерстве. Странно, что при комплектовании состава на чемпионат мира это было использовано не в полной мере.


* * *


- Какие впечатления у вас от Минска?


- Начнем с того, что впервые я побывал здесь в 1973-м. А в середине 1970-х меня командировали в минское "Динамо" из московского во время прохождения службы. Совсем молод тогда был, питался плохо: батон и банка кабачковой икры на день. Но тренировался, играл. По сравнению с теми временами сейчас Минск, конечно, во многом другой. Прекрасные чистые улицы. Водители уважают друг друга. Только вот автомобилисты на машинах с московскими номерами вносят свою сумбурную струю.


- Вы постоянно живете в Москве?


- В этом году я провел за океаном где-то 8 месяцев из 12. Ничего не держит. С женой я разведен. А дети у меня взрослые: сыну - 31 год, а дочери - 29.


- Довольны тем, как сложилась ваша карьера?


- Поиграл в первенстве СССР за "Крылья Советов", воскресенский "Химик", был в московском "Динамо". В 1991 году вроде как завязал. За команду ветеранов начал выступать. А хоккей не отпустил. В 1993 году в Тольятти приехали, "Ладу" в товарищеском матче обыграли. Геннадий Цыгуров заходит после него в нашу ветеранскую раздевалку и говорит, значит, троим игрокам, в том числе и мне: "А оставайтесь-ка вы в Тольятти, на профессиональном уровне еще поиграйте". Ну я и согласился. Меня в клуб тогда взяли примерно с той целью, с какой сейчас на чемпионате мира Андрей Мезин в составе сборной Беларуси был. Подсказать, направить, объединить. И получилось неплохо. В 1994-м в составе "Лады" еще чемпионом России стал. Тогда, кстати, я в одной команде с Павлом Зубовым играл, который сейчас жлобинский "Металлург" тренирует.


- В Тольятти уже окончательно с хоккеем завязали?


- Да нет. Еще успел в суперлиге за "Спартак" поиграть. Только в 40 лет в этом клубе закончил. Потом годик в нем как тренер работал. А затем агентской деятельностью стал заниматься.


- Есть мнение, что работа агента заключается сугубо в том, чтобы найти как можно более привлекательные финансовые условия для хоккеиста.


- Некоторые люди, которые весьма далеки от хоккея, наверное, только об этом и заботятся. Но для меня работа агента - это не только выбивание денег. Я - бывший хоккеист. Знаю, каково это - выходить на лед. Поэтому постоянно что-то подсказываю, участвую в росте. Хоккеисты и их родственники это ценят. Допустим, я крестный отец у дочери Антона Белова, прекрасно общаюсь с родителями Евгения Малкина.


- Евгений Малкин - топ-игрок НХЛ. Но симптомов звездной болезни в нем не видно.


- Многих деньги, безусловно, портят. Но Женя - это образец. На него надо ориентироваться молодежи. Ведет себя очень ровно, по-человечески. Он этого не афиширует, но я могу сказать: Женя постоянно помогает детским домам, больницам. В свое время мы сделали один рекламный контракт, по которому Жене по окончании каждого года можно было взять спортивного инвентаря на 15.000 долларов. Другой, может, и не стал бы заморачиваться. А он взял и подарил все это детскому дому. Хотя, замечу, это было сопряжено с определенными сложностями на таможне.

 

Фото автора.


bakerenko84@gmail.com

 

Советская Белоруссия №99 (24482). Четверг, 29 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter