Как белорусские ученые помогают африканцам поставить на новые рельсы сельское хозяйство

Африка становится ближе

Обеспечение продовольственной безопасности Экваториальной Гвинеи и передача дружественной нам стране на большом Африканском континенте белорусского опыта по созданию современного сектора АПК — важный вектор перспективного сотрудничества.

Александр ­­Лукашенко во время переговоров с ­­Президентом Экваториальной Гвинеи Теодоро Обиангом Нгемой Мбасого отметил:

— Еще раз хочу подчеркнуть (­­­Президент это знает) — я хочу, чтобы и народ Экваториальной Гвинеи, и в Африке народы узнали: мы не идем сюда, чтобы что-то урвать сиюминутно. Мы хотим с вами сотрудничать на взаимовыгодной основе. Не благотворительностью заниматься — это пойдет только во вред нашим народам. Мы будем сотрудничать во имя наших народов.

О впечатлениях от посещения Африканского континента и возможностях, которые наши ученые, аграрии могут предложить, «СГ» рассказали директора РУП «Институт защиты растений» Александр Запрудский и РУП «Институт почвоведения и агрохимии» Юрий Шашко. В ноябре в составе правительственной делегации они в первый раз посетили Экваториальную Гвинею. Тогда же министерства сельского хозяйства двух государств подписали меморандум о сотрудничестве. Один из пунктов — белорусская сторона должна предоставить экспертов в том числе из аграрной отрасли. И уже в начале декабря они приступили к работе.

Юрий Шашко и Александр Запрудский (справа) берут пробы почв.
Фото НАН Беларуси

Жарой в 36 градусов встретила экзотическая страна наших ученых. Прием был гостеприимным, а программа знакомства с особенностями жизни и, в частности, сельским хозяйством Экваториальной Гвинеи насыщенной.

— Побывали и на материковой, и на островной части, по периметру объехали всю страну, — рассказывает кандидат наук, доцент Александр Запрудский. Как агроном, подумал: как хорошо, что у нас есть межсезонье. Собрал урожай, справился с весенними заботами и отдыхаешь, хотя это отдыхом не назовешь. В это время закладываем фундамент под новый урожай, заготавливаем семена, проводим семинары, учебу, консультации. Там же урожай можно собирать трижды в год, работа с землей представляет собой непрерывный цикл. У них возделывается кукуруза, знакомые нам овощные культуры — перцы, томаты, капуста. Технология, которую практикуем мы, может быть перенесена и на их земли. Конечно, нужно учитывать почвенно-климатические особенности, фитосанитарную ситуацию. На полях, которые изучали, заметили из сорняков знакомую нам американку, вьюнковые и осоково-злаковый компонент. Из болезней — тот же самый фитофтороз, что неудивительно при такой жаре и стопроцентной влажности.

— На каком уровне у них защита растений? — интересуюсь у собеседника.

— Конечно, им нужна консультативная помощь, научно обоснованный подход при возделывании сельскохозяйственных культур. Для этого потенциал у них есть, африканцы готовы и хотят учиться, осваивать культуру земледелия.

Наши ученые пообщались с руководством их министерства сельского хозяйства. И, как отмечает Александр Запрудский, сегодня вопрос обеспечения продовольственной безопасности — номер один, ведь они практически полностью зависят от европейского импорта.

— А без эффективного растениеводства нельзя рассчитывать и на отдачу от животноводства, — напоминает прописную истину Александр Анатольевич. — Технологичное возделывание кукурузы и картофеля может поправить ситуацию. Они эти культуры выращивают, но семеноводство и селекция не налажены. Также возделывают они капусту, перцы, кукурузу, лук. Зерновых культур во время нашего путешествия не наблюдали. Для их условий подходят больше культуры короткого дня. Например, из злаковых — рис и кукуруза. Наши гибриды для последней им подойдут, тем более они имеют возможность получать два урожая кукурузы. Под нее хотят заложить 1200 гектаров, чтобы обеспечить свой комбикормовый завод. Пока там все сырье завозное, нет и собственного производства удобрений. Пытаются развивать птицеводство, нам показывали ферму на 3 тысячи голов. Замминистра сельского хозяйства Экваториальной Гвинеи говорил о планах строить теплицы для овощных культур с использованием капельного полива вблизи водоемов. Беларусь может предложить технологии для реализации этого проекта.

Чтобы подсказать африканским друзьям эффективную стратегию развития растениеводства, белорусские ученые взяли во время поездки для исследования образцы почв.

— Согласно договоренностям, наша сторона направит в первом квартале 2024‑го туда технических специалистов для изучения условий ведения сельского хозяйства, в том числе анализа почв, климатических условий, определения нужных удобрений и средств защиты растений, формирования перечня необходимых сельскохозяйственных машин и оборудования белорусского производства, — уточняет директор Института почвоведения и агрохимии Юрий Шашко.

Этими же вопросами группа в составе десяти человек занималась и сейчас. Общая часть Экваториальной Гвинеи, островная и материковая, — 28 тысяч квадратных километров. Для сравнения: Беларусь — 207,6 тысячи квадратных километров. То есть страна, территория которой равна приблизительно половине одной из наших областей, богата природными ресурсами — нефтью, газом, бокситами, калием. Что касается сельского хозяйства, то оно представлено в основном фермерством: по 2 — 4 гектара на одного хозяина.

Образцы грунта материковой и островной части Экваториальной Гвинеи.

— Относительно образцов почв у меня пока только предварительная информация о тех, что взяты с острова во время первой поездки. Смущает высокое содержание гумуса — от 4 до 16 процентов, в Беларуси же более 3 процентов уже считается очень высоким показателем, — продолжает Юрий Шашко. — Анализ, в отличие от образцов материковой части, противоречит общей теории почвоведения, ведь при такой высокой влажности и температуре микроорганизмы должны максимально быстро нейтрализовать органику. И сейчас наши ученые подбирают оптимальные методики для определения объективных параметров их почв. Огромнейшая проблема для этой страны — рельеф, перепады по высотам, поэтому импортировать наши технологии напрямую будет в тех условиях проблематично. При огромном количестве осадков, если убрать их джунгли, плодородная часть смоется в течение одного сезона. Для них нужно разрабатывать эрозионно-защитные мероприятия. Для нас это использование озимых культур и многолетних трав, но у них озимых нет. И многолетние травы не факт, что будут там развиваться. Нужно искать альтернативы. Рекомендовать все засеять одной кукурузой в таких условиях нерационально. Им подходят более традиционные для них бананы и какао.

На материковой части наши ученые отобрали пробы почв на площадках, где африканцы планируют по белорусскому опыту создать агрогородки. Эти места определяли по трем основным параметрам: максимально выровненный рельеф, наличие воды и населенных пунктов, чтобы было кому работать.

— Сегодня основная жизнь в этой стране сконцентрирована вокруг дорог, в которые за последнее десятилетие они очень вложились, — замечает Юрий Константинович. — Но при этом нет полей, проблемы в животноводстве в том числе из-за мухи цеце. Кроме территорий, окошенных возле дорог, пастбищ мы не наблюдали. Но страна перспективная в том плане, что они готовы вкладывать деньги, чтобы изменить ситуацию в сельском хозяйстве, уйти от удушающего экономику импорта. Поэтому им так интересен наш опыт.
 И мы подставим плечо, поделимся знаниями и технологиями, в которые наши партнеры готовы инвестировать. Это главное условие наших соглашений. Для нас эксперимент в продвижении своих технологий в этой маленькой, но перспективной стране представляет большой научный интерес.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

Сотрудники нашего института почвоведения и агрохимии еще в 1970‑х участвовали в картировании агрохимического и гранулометрического состава почв в Ливии. И там до сих пор пользуются этими картограммами.

zakharov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter