Как проходит строительство белорусской АЭС

АЭС без секретов

Крупнейшая союзная стройка набирает темп
Крупнейшая союзная стройка набирает темп

О ТОМ, что приближаешься к «стройке века», понимаешь еще за много километров до белорусского города Островец, неподалеку от которого сооружается АЭС. Вот на перекрестке заштатных ранее автомобильных дорог появилась современная развязка. И к будущей атомной станции мы едем по свежезаасфальтированной трассе. И вот — стройплощадка. Это квадрат размером километр на километр с котлованами и дорогами, цехами, ангарами, площадками для хранения материалов и агрегатов. А главное, с уже угадывающимися корпусами станции.

Крупнейшая союзная стройка набирает темп

Сейчас здесь ответственный момент — по укрупнительной технологии идет монтаж внутренней и внешней защитных оболочек реакторов. Внутри каждого элемента — прочный стальной лист, сверху — плотное переплетение толстой арматуры. На один энергоблок таких изделий нужны десятки. Наш гид, заместитель генерального директора АЭС по капитальному строительству Андрей Баркун, поясняет:

— Укрупнительный монтаж позволяет значительно ускорить строительство и обеспечить высокое качество. Изготовление элементов ведется под крышей, в комфортных условиях. На стройплощадке их нужно собрать в единую круглую конструкцию и залить сверхпрочным бетоном. Эта технология широко применяется на Нововоронежской АЭС, где будут установлены такие же энергоблоки ВВЭР–1200, как у нас.

Защитная оболочка ядерного реактора первого энергоблока должна подняться к концу этого года примерно на 20 метров, к концу следующего — на 44 метра. А общая ее высота составит без малого 80 метров. Где–то в недрах этого колодца из стали и бетона недавно смонтирована так называемая ловушка расплава, которая в случае ЧП «поймает» расплавившееся ядерное топливо и другие радиоактивные элементы и обеспечит отвод тепла. Это — одна из отличительных черт российского проекта АЭС–2006 категории 3+, по признанию международных экспертов, обладающего самым полным набором активных и пассивных мер безопасности.

Андрей Баркун (справа) и Владимир Горин.
Андрей Баркун (справа) и Владимир Горин.

В такой сложной конструкции есть еще одна немаловажная хитрость — сквозь тело оболочек проложены каналы для прочных стальных тросов. Они сожмут массивное железобетонное сооружение и сделают его еще надежнее. Чтобы даже в самом непредвиденном случае продукты ядерной реакции не вырвались наружу. Создание предварительного натяжения доверено профессионалам высшей пробы — известной французской фирме.

По белорусско–российскому соглашению 90 процентов станции должно быть построено за счет российского кредита. На это зарезервировано 10 миллиардов долларов. Необходимые средства регулярно поступают, заверили в руководстве строящейся АЭС. О чем свидетельствует и график: основные объекты сооружаются в срок и даже с некоторым опережением. Практически полностью заказано у российских поставщиков оборудование с длительным циклом изготовления, а без малого 20 процентов его уже поступило на стройплощадку. Каждый месяц 3200 рабочих и специалистов высокой квалификации здесь выполняют работ в среднем на 60 миллионов долларов. Ни одна другая стройка Беларуси не знает таких высоких темпов! Но не повлияет ли на стройку девальвация российского рубля? Андрей Баркун уверен, что нет:

— Кредит у нас номинирован в долларах. А выполненные работы оцениваем в российских рублях. Так что в валютном эквиваленте даже получается экономия.

В будущем на станции должны работать 2300 специалистов. Хватит ли им знаний и опыта, чтобы управлять сложнейшим оборудованием? Заместитель главного инженера станции Владимир Горин считает, что проблем не будет:

— Мы уже зачислили в штат АЭС почти 400 человек. Многие с опытом работы на атомных электростанциях России. Четыре ведущих белорусских вуза развернули подготовку специалистов ядерно–энергетического профиля. Только в нынешнем году мы приняли на работу 20 молодых специалистов. Многие из них, кстати, во время учебы прошли стажировку на российских АЭС. Еще 600 работников 45 важнейших специальностей пройдут там подготовку и переподготовку. Так что сплав молодости, опыта и знаний будет обеспечен.

К слову, сам Владимир Горин много лет работал на российской АЭС, а Андрей Баркун участвовал в сооружении по российскому проекту атомной электростанции в иранском Бушере. И таких специалистов на Белорусской АЭС уже немало.

А в нескольких километрах от строящейся электростанции в деревне Гервяты возносит шпили в небо старинный костел. Мы отправились туда, чтобы послушать местного органиста, но он торопился к месту основной работы на строительстве атомной станции, где трудятся и многие другие окрестные жители. И это не единственный пример. Российские энергетики выделили 400 тысяч российских рублей на благоустройство территории вокруг костела, несколько тысяч долларов пожертвовали россияне и на новые витражи. И в такой деликатной сфере, как религия, строительство атомной электростанции приносит обновление.

Досье «СОЮЗа»

Белорусская АЭС будет состоять из двух энергоблоков мощностью по 1200 мегаватт. Первый планируется ввести в строй в 2018 году, второй — двумя годами позже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter