Аэрография в красках, или Как заставить лошадь пиарить

Разбавить серые будни свежими красками стремится каждый. Одни для этого приносят на работу цветочный горшок с фиалками, другие украшают монитор компьютера беззаботными бумажными ромашками, третьи клеят на стенку постер футбольной команды... Читатель “НГ” из города Минска позвонил в редакцию с волнующим вопросом: почему он не имеет права внести в свою размеренную жизнь яркое пятно? Три месяца назад он задумал сделать аэрографию на капоте любимой машины. Тогда Степан Григорьевич еще даже не догадывался, что его желание превратится в хождения по инстанциям, но так и не воплотится в жизнь...

Фейслифтинг для авто
— Скажите, ну почему я не могу выразить себя, проявить свою индивидуальность, например использовав наклейки на авто? Почему мы должны ездить в одинаковых одноцветных железных коробках? — Степан Григорьевич почти кричал в телефонную трубку. — Слышал, что аэрография запрещена в двух странах — Италии и Беларуси. Интересно получается: объемные изображения приветствуются во всем мире, а у нас запрещены. Я обращался в ГАИ, пытался зарегистрировать изображение как рекламу — безрезультатно. Мне, конечно, говорили, что если рисунок будет что-то пиарить, то пожалуйста. Но на машине мне хотелось “поместить” летящую в пространстве лошадь. Что она может рекламировать, ума не приложу? Все ссылаются на правила дорожного движения, но ведь в пресловутых ПДД нет термина “аэрография”. Есть понятия “наклейка”, “изображение”. А аэрография — это что-то большее. Я назвал бы это искусством. Не спорю, на машину-картинку будут обращать внимание, но не думаю, что она будет привлекать больше взглядов, чем пестрящие рекламой автобусы, троллейбусы, увешанные наклейками машины ГАИ и яркие билборды. Может, давайте запретим девушкам ходить в коротеньких юбках — мужчин-водителей от дороги это отвлекает не меньше.
Ситуация складывается неоднозначная. Возмущение Степана Григорьевича понятно. Как любому мужчине, ему хочется сделать свое авто самым-самым. Кроме того, в народе говорят, автомобильные “картины” — лучшая антиугонная система. Разукрашенные машины редко попадают в группу риска, ведь даже если угонщику удастся перекрасить столь заметный автомобиль, он проиграет в цене: перекрашенная машина котируется меньше. Но, с другой стороны, летящие на крыльях автомобилей лошади (драконы, цветы, листья...) волей-неволей заставляют водителей отвлекаться. Засмотрелся на такую чудо-машину и вот тебе результат — не заметил другое авто. Аварии по невнимательности автомобилистов — одни из самых распространенных.
— У нас аэрография строго запрещена. Согласно пункту 194.13 ПДД запрещается участие в дорожном движении транспортного средства с внешне видимыми наклейками (изображениями), кроме разрешаемых в установленном порядке опознавательных знаков транспортных средств, — цитирует “азбуку” автомобилистов начальник отдела технического надзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома Анатолий Чернушевич. — Милиционер вправе остановить машину с нанесенным изображением и потребовать заплатить штраф от двух базовых величин за несоблюдение правил дорожного движения. Более того, машина с аэрографией техосмотр не пройдет.
Однако все равно находятся “кудесники”, которым даже при “боевой раскраске” удается пройти СТО. Как? Час-два работы в гараже — и все рисунки заклеены.
Капот вместо мольберта
Несмотря на все запреты, аэрография в Беларуси жива. Правда, профессиональных художников-аэрографов у нас считанные единицы. Но к ним приезжают с заказами даже из-за границы. Привлекает не только мастерство, но и цены. То, что у нас обходится в сотни, за рубежом выливается в тысячи долларов. Иностранцам дешевле перевезти машину сюда, выполнить работы и вернуть любимую “ласточку” обратно. Поговаривают, что один  белорусский художник-аэрограф расписал мотоцикл известного рэпера  Тимати. За аэрографическое удовольствие певец не пожалел порядка 100 тысяч долларов.
— Если бы в Беларуси не было запрета на аэрографию машин, я давно стала бы миллионером, — говорит профессионал арт-тюнинга Ирина Яготинцева. — За морем каждая вторая машина расписана. Белорусы же не хотят лишней головной боли. Прятаться от милиции, думать, как потом пройти техосмотр... К чему? Зачем? Но это не значит, что аэрография не пользуется у нас популярностью. Ко мне нередко обращаются, чтобы расписать ноутбук, мобильный телефон, системный блок. Например, в России очень модно создавать на своем системном блоке целые картины. У нас пока эта “процедура” не так востребована. Хотя аэрографией можно украсить любую поверхность. Дома у меня стоит расписанный холодильник, как-то поступил заказ разрисовать микроволновку. Нарисовать картины можно и на футляре для очков, и на шлеме для мотоцикла, и на скутере, и на запаске от машины... Было бы желание.
Считаются, что цены на “белорусскую” аэрографию небольшие. Чтобы “освежить” вид мобильника, потребуется от шестидесяти до двухсот тысяч белорусских рублей, “анимация” ноутбука обойдется дороже — от ста тысяч и выше, картины на системном блоке могут потянуть и на четыреста тысяч белорусских рублей. Полный арт-тюнинг машины облегчает кошелек и вовсе на два миллиона. Недешево, что тут говорить. Но откуда растут ноги у этих цен, понять можно. Дорогие автомобильные краски, аэрографы... Плюс ручная работа.
— Зачастую сидишь над работой два-три дня, практически не ешь, не спишь, чтобы на системном блоке “вдруг” появился игривый львенок или устрашающий тигр.  Вырисовать аэро-графом каждую детальку, каждый штришок — работа кропотливая и требующая внимания. Трафаретом в основном пользуешься тогда, когда нужно изобразить прямые линии, штрихи, ровные цветочки, геометрические фигуры. Чтобы создать “живой” рисунок, нужно работать аэрографом, как кисточкой. Но сложность заключается даже не в этом. Я тружусь в специальных перчатках, маске — автомобильные краски очень едкие. Однако пару часов за работой — и голова уже раскалывается, режет глаза, — признается Ирина Валерьевна.
Самые популярные сюжеты белорусских  любителей аэро-графии — знаки зодиака и иероглифы, символизирующие счастье, любовь, деньги. Обычно их просят изобразить красным цветом на черном или сером фоне. Еще одна популярная тема — братья наши меньшие (тигры, львы, коты). Девушкам нравятся на ноутбуках/телефонах всевозможные цветочки-веточки. Некоторые просто перекрашивают любимые вещи в другой цвет. Но интересно, что в художественной практике Ирины Яготинцевой случаев, когда гламурная блондинка просила сделать ей розовый ноутбук, еще не было.
— На поверхности предметов можно изобразить все что угодно. Даже собственный портрет. Каких-то необычных “картин” я не писала. Помню только, что однажды мне принесли мобильный телефон и попросили покрасить его в красный цвет, а там, где камера, нарисовать желтое солнышко и сделать надпись: Роман Эдуардович удивлен. Предполагаю, что он действительно был удивлен подарку. Кстати, многие решаются на такие сюрпризы. Был случай, когда парень купил любимой девушке клавиатуру, а она по дороге  поцарапалась. Он принес ее и попросил, чтобы на клавиатуре “заползали” ящерицы. Получилось очень эффектно, — вспоминает художница.
А может, и не стоит наряжать машины в яркие одежки? Зачем лишний раз провоцировать на дороге аварийные ситуации? Гораздо лучше подарить новую жизнь старому телефону, “потрепанному” ноутбуку или превратить ванную комнату в таинственную планету.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter