Аэродром на Червоном озере

На Большую землю Василий Бугримович летел с легендарным дедом Талашом

На Большую землю Василий Бугримович летел вместе с легендарным дедом Талашом

Успешно закончив Тамбовскую летную школу в середине 30-х годов, Василий Бугримович из гомельской деревни Демяхи уговорил начальство не оставлять его инструктором, а направить на работу в родные края – в Белоруссию.

Война застала его в Дубровенском районе, недалеко от Орши.

…В тот день его самолет стоял у кромки леса, на небольшой площадке, с которой не раз доводилось подниматься в мирное небо, рассеивая живительный корм для просторных полей. Не­ожиданно со стороны правления колхоза он увидел грузовую машину, которая мчалась к самолету с бешеной скоростью. Рядом с шофером, держась за распахнутую дверь, во весь рост стоял председатель колхоза.

— Война! Война! – сообщил он пилоту.

Бугримович решил лететь в Минск, где было его начальство. Надеялся сдать самолет и уйти в действующую армию. Этого добивались почти все его товарищи, отправляя один рапорт за другим. Но надежды Василия оправдались лишь отчасти. Его, как и многих других пилотов, летавших на самолетах У-2, в армию призвали, но оставили летать на привычной технике. Они летали на связь с войсками, пограничниками, вели разведку, вывозили раненых, женщин, стариков, детей…

Когда был оставлен Минск, Василий Бугримович получил задание установить связь со знаменитой сотой дивизией. Выполнил он это успешно: нашел штаб дивизии в деревне Петровичи Смолевичского района и был награжден первым боевым орденом.

Пересев на штурмовик, в конце августа в составе 19 самолетов Бугримович вылетел для нанесения огненных ударов по гитлеровской танковой колонне.

Все шло хорошо, уже пылали несколько вражеских танков. Враг был в панике. Штурмовики, выполнив боевое задание, легли на обратный курс. И тут шальной зенитный снаряд попадает в самолет Бугримовича. Загорелся мотор, летчик пытался посадить израненную машину на поле… С трудом выбравшись из пилотской кабины, он ползком добрался до ближайшей копны ржи…

В деревне Грезняки Духовского района Смоленской области его приютили добрые люди. Простая русская женщина, у которой на руках были трое малолетних детей, не побоялась спрятать у себя советского летчика.

Немного окрепнув, Василий Иванович решил пробираться к линии фронта. И уже был близок к цели, когда в одной из деревень его заметил предатель и выдал фашистам.

Бугримовича отправили в лагерь для военно­пленных в Духовском районе. Через несколько дней перевезли в смоленский лагерь, а потом в Оршу. Наступили осенние холода.

«Нет! Меня так просто не возьмете. Я еще повоюю», — думал Василий и всячески старался отогнать от себя мысли о трагической развязке этой истории.

И вот 25 сентября 1941 года раздалась команда: «Становись!»

Огромная масса людей под усиленной охраной гитлеровцев двинулась в направлении железной дороги, где уже стояли товарные полувагоны, следующие в Освенцим. Василию очень хотелось жить и мстить ненавистному врагу. И он решил во что бы то ни стало бежать. С большим трудом он перетаскивает свое обессиленное тело через борт вагона и, рискуя быть раздавленным колесами поезда, падает вниз между рельсами.

Пятьсот километров было до его Демяхов, что в Речицком районе. И он их прошел. Ведь это был путь к родному дому. Едва окрепнув, Василий начал создавать боевую группу, в которую вошли шесть его односельчан и еще шесть патриотов из соседней деревни Салтаново – Иван Курс, Володя Бреус, Михаил Пинчук, Михаил Денисенко, Аркадий Тарасенко и другие смелые ребята. В этой же группе был и его брат Петр.

...Партизаны идут атаковать станцию Демяхи. Идут медленно, настороженно. Овраг, железная дорога, бензосклад. Быстро и умело подкладывают тол под огромные баки и, не останавливаясь, бегут к домику, где расположилась немецкая охрана. Летят гранаты одна за другой. Взрывы, крики, паника.

В тот же вечер в лагере Бугримовича вызвал к себе командир партизанского соединения Сидор Артемьевич Ковпак, в ту пору известный руководитель народных мстителей. Узнав, что вновь прибывший в отряд партизан в прошлом летчик, Ковпак спросил:

— Сможем ли мы в зимних условиях подобрать где-либо аэродром?

Василий, хорошо знающий эту местность, уверенно ответил:

— Можно. На Червоном озере лед выдержит.

В тот же день небольшая группа партизан вместе с начальником разведки Петром Вершигорой выехала на озеро.

Комендантом партизанского аэродрома назначили Василия Бугримовича. Из штаба Ковпака в Москву полетела радиограмма: «Партизанский аэродром построен... район нахождения – деревня Ляховичи, Червоное озеро».

Ждали несколько суток… Никто не прилетал. Тогда Ковпак вызвал к себе Василия и спросил: «Каким ты был летчиком до войны? Тебя в Москве кто-либо знает?» Бугримович ответил, что до войны летал в гражданской авиации, был пилотом 2-го класса.

Тогда партизанский радист передал в Москву об этом телеграмму.

Уже на следующую ночь на ледовый аэродром прилетели первые самолеты. Их пилотировали в ту пору уже известные боевые летчики, Герои Советского Союза С. Лунц и Ф. Радугин. Радости партизан не было предела.

Не выключая моторов, самолеты стали готовить в обратную дорогу, загружая в них раненых. А Ковпак отозвал в сторону летчиков и с присущим ему юмором сказал:

— Так и передайте в Москве: у Ковпака и лед крепкий…

За этот полет оба летчика были награждены орденом Красного Знамени. Получил свою очередную боевую награду и комендант партизанского аэродрома Василий Бугримович. С той памятной ночи полеты на партизанский аэродром стали регулярными.

…На Большую землю Василий Бугримович летел вместе с легендарным дедом Талашом, известным героем Гражданской и Великой Отечественной войн, которому Якуб Колас посвятил повесть «Трясина». В Кремле им обоим М.И. Калинин вручил ордена Красного Знамени.

После непродолжительного лечения в Подмосковье Василия Ивановича направили в Ташкент на курсы высшей летной подготовки. Это было крайне необходимо, так как к тому времени к партизанам стали летать уже более совершенные самолеты.

Народные мстители с огромным нетерпением ждали посланцев с Большой земли, встречали с радостью. Как-то раз Бугримович в составе экипажа Ли-2 прилетел к партизанам соединения, которым командовал Балыков. Это было восточнее Сожа, между Чечерском и Кормой. За два с половиной года борьбы народных мстителей в районе это был первый самолет, приземлившийся в партизанском крае. Летчики привезли взрывчатку, медикаменты, письма и посылки.

В одном из таких полетов самолет, уже совершивший посадку на партизанском аэродроме, обстреляли с воздуха фашистские истребители и вывели из строя. Экипажу пришлось остаться в отряде и в течение долгого времени сражаться в тылу врага.

Когда их экипаж доставили в Москву, командование успокоило: «Не стоит переживать за самолет. Та взрывчатка, которую вы доставили партизанам, подняла в воздух 14 эшелонов с врагами. Вы достойно выполнили задание».

И снова полеты… Выполняя очередной из них — по доставке разведчиков на границу с Финляндией, самолет Бугримовича попал в сильную грозу, от удара молнии машина загорелась, стала терять высоту и упала.

Все шесть человек экипажа оказались под обломками самолета, многие без сознания.

Несколько месяцев в московском госпитале опытные врачи боролись за жизнь экипажа. Всех удалось спасти, но Бугримовичу только через полгода разрешили сесть за штурвал, и то с оговоркой: «Летать не более двух часов в день». Жизнь в небе продолжалась!

После освобождения Минска, буквально на второй день – 4 июля 1944 года – Василию Ивановичу довелось побывать на летном поле белорусской столицы. Позже он не раз поднимал отсюда свой самолет.

Приходилось летать и на территорию поверженной Германии. Видел с воздуха, как догорал рейхстаг, ликующих бойцов-освободителей.

Кончились бои, но Василий Бугримович еще почти девять лет не расставался с небом: был летчиком гражданского воздушного флота.

На снимке: ковпаковцы И. К. ТРОФИМОВИЧ и В. И. Бугримович.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter