Почему альтернативным соляным смесям так трудно попасть на улицы наших городов?

Адреса и явки дорожных реагентов

Почему альтернативным соляным смесям  так трудно попасть на улицы наших городов?
Будьте осторожны! Это нас так синоптики предупреждают о том, что начался сезон гололедов. Дорожные службы в холодный период традиционно сдабривают дороги и тротуары песчано-соляной смесью. Реагенты уменьшают количество травм — люди меньше падают, но при этом они приносят и немало бед — разъедают кузова машин, канализационные люки, металлические элементы мостов, асфальт, нашу обувь, в конце концов... Неужели им нет  подходящей альтернативы?


Держать равновесие в гололед сложно
Фото start33.ru

Во дворах с гололедицей борются старым проверенным способом — песчано-соляными смесями. Несколько дней подряд наблюдаю, как рабочий по комплексной уборке у моего дома посыпает крыльцо, пешеходные дорожки и тротуар песком. А потом берет в руки скребок или лопату и вручную счищает лед. Не самая легкая работа даже для мужчины. «А по-другому никак, — разводит руками Анатолий Иванович. — Иначе далеко по зеркальной поверхности плитки вы не уйдете». 

Под ногами у нас песок с примесями. От чистого толку никакого: толстую корку льда разъедают только реагенты. Песок применяется больше в практических целях — чтобы ноги не скользили. 

Есть ли рекомендации по периодичности посыпки пешеходных дорожек? Нет. Если температура днем не скачет, то хватает и одного раза. Если днем оттепель, а вечером заморозки, то по мере необходимости. 

Впрочем, используют коммунальные службы не только песок с солью, но и «хаками» — противогололедный материал, изготовленный на основе пищевого хлористого натрия. По сути, та же соль, но несколько дороже. Поэтому и смысла менять одно на другое нет. Песчано-соляные смеси довольно эффективны, уверяет нас специалист из Минска Алеся Савич. И уточняет: к гололеду служба ЖКХ готовится с осени, чтобы был минимальный запас реагентов. А по мере использования их докупают. К слову, ото льда на проезжей части во дворах также избавляются коммунальщики. Правда, дорогу посыпает техника. Так же как и главные транспортные артерии города. 

Вместо соли можно использовать... рассол. Но стоит ли?
Фото v-izm_mos.ru.

Улично-дорожную сеть также обрабатывают солью и песчано-соляными смесями. На основных проспектах Минска с гололедом борется техническая соль, на остальных дорогах — песчано-соляная смесь (ПСС). Они лучше всего справляются со своей функцией в наших погодных условиях, уточняет заместитель генерального директора ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Анатолий Жамоздик. Более того, соотношение цена — качество этих противогололедных материалов оптимально. На складах предприятия уже хранится 56 тысяч кубических метров песчано-соляных смесей, создан необходимый запас соли. Смешивает компоненты противогололедного  состава новая установка, специально закупленная в этом году. С ее помощью в общем-то и создавался запас ПСС для обработки улиц города. Рецепт для минских дорог в холодный период: 1 часть соли на 3 части песка либо 1 часть соли на 4 части песка. Их дорожники применяют чаще всего. Тротуары также посыпаются технической солью и песчано-соляной смесью: первая растапливает лед, вторая предотвращает скользкость. В первую очередь специалисты обрабатывают места на остановочных пунктах, спуски в подземные переходы, тротуары под уклоном. Там, где проходит больше людей и где высока вероятность получить травму.

Все реагенты, прежде чем попасть на дороги общего пользования, проходят ряд испытаний. Если какой-то показатель выходит за рамки нормы, смесь бракуется. Юлия Головнева, начальник лаборатории испытаний дорожно-строительных материалов РУП «Белдорцентр», открывает камеру холода: «При помощи оборудования, например, проверяется плавящая способность противогололедных материалов». Лед посыпается, например, песчано-соляной смесью. Через некоторое время уже можно оценить результат. Юлия показывает несколько образцов: 

Все реагенты, прежде чем попасть на дороги, проходят множество испытаний.

— Важно проверить крупность зерен реагентов. 

Этот показатель сотрудники исследуют с помощью лабораторных сит — почти как хозяйки на кухне просеивают муку. Здесь работает стандарт: зерно должно быть не более 15 мм в диаметре.

— В России эти требования даже более жесткие — не более 10 мм, — обращает внимание Юлия Головнева. — Это важно, так как влияет на безопасность дорожного движения. Представьте, если бы во время интенсивного движения из-под колес вылетали крупные частицы.

Кстати, дискуссии о том, каким должно быть идеальное средство борьбы со льдом, ведутся уже не один год.  Сергей Кабак из «БелдорНИИ» высказывается однозначно. Мы так поняли, что пока он не видит более эффективной и экономически целесообразной альтернативы обычной технической соли и песчано-соляным смесям на ее основе. Как аналог в стране рассматривали рассолы из озер под Мозырем. По сути, это — концентрированный солевой раствор. Такой рассол эффективно растапливал лед и снег. Но проблема в другом. Чтобы использовать новый реагент, нужно было бы переоснастить все техническое оборудование в стране. Прорабатывался вариант — использовать щебень. Но Сергей Кабак не согласен, что и это не самое удачное предложение: «В странах Скандинавии после нескольких лет использования от него отказались из-за проблем с канализацией и ливневой системой. Кроме того, надо учитывать нюанс: щебень предполагает многоразовое использование. В этом случае собрать его с дорожного покрытия, где есть бордюр, еще возможно, чего не скажешь про загородные автомобильные дороги с грунтовыми обочинами».

Так что можно еще поспорить о том, каким должно быть идеальное средство против льда. А пока совет — смотрите под ноги и сохраняйте устойчивость. 

azanovich@sb.by

misnik@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter