В поисках утраченного. Белорусcкие татары. Часть 2-я

Адрес: улица Татарская

Кто они и откуда — белорусские татары? Как оказались на землях ВКЛ более 600 лет назад? Об этом шла речь в выпуске нашей рубрики от 29 сентября в материале «И служба, и дружба». Сегодня продолжение темы: рассказываем про основные места поселения татар на территории Беларуси. Минск, Новогрудок, Клецк, Слоним, Довбучки, Ивье, Мир, Мядель, Глубокое, Ловчицы, Докшицы, Смиловичи... Во многих из них существовали улицы под названием Татарская, где выходцы из далеких краев компактно проживали, строили мечети. Давайте пройдемся по некоторым историческим адресам.

Минск

Минск. Вид на город. На дальнем плане мечеть и Татарская слобода. 1918 год.

Инвентарь радзивилловской юридики (квартала) в Минске 1695 года называет среди 30 владельцев городских участков войта Яна Грегоровича, 10 татарок–вдов и мечеть (в качестве собственника). В 1775 году на радзивилловской юридике жили только 9 татар, но на других юридиках их, возможно, было больше. Кстати, по приказу князя Радзивилла с каждой волоки земли должен был становиться в войско татарин с конем и амуницией.

Минск. Мечеть. 1918 год.

Новогрудок

Когда точно появились татары в Новогрудке, неясно. По крайней мере, во второй половине XVI века они здесь уже присутствовали. В 1575 году в Новогрудке или вблизи него проживал имам, которому подчинялась парафия радзивилловских татар и возле Несвижа. В XVII — XVIII веках число новогрудских татар значительно возросло: в 1795 году в городе их уже проживало 242. И впоследствии мусульманское население в Новогрудке оставалось весьма значительным. 29 мая 1792 года великий князь Станислав Август Понятовский выдал привилей на строительство в Новогрудке мечети. Ее воздвигли в 1796 году.

Новогрудок. Мечеть. Начало ХХ века.

Клецк

Существует версия, что после битвы под Клецком в 1506 году в городе поселили пленных татар. Скорее всего, это историографический миф. Впервые мещанин–татарин упомянут в инвентаре Клецка за 1757 год на улице Закостельной. Инвентарь 1782 года отмечает пять татарских дымов (хозяйств), инвентарь 1791 года — десять дымов. Татары селились исключительно на улицах Закостельной и Слободской. С начала XIX века Закостельная переименовывается в Татарскую — именно здесь в 1881 году построили деревянную мечеть.

Слоним

Слоним. Мечеть. Начало ХХ века.

Мусульманское присутствие в Слониме некоторые исследователи также связывали с поселением татарских пленных из–под Клецка (1506 год), однако в XVI веке и без того было достаточно переселений мусульман на территорию Беларуси. В XVI веке татары уже жили в деревнях Роготная, Лядинки и Борки неподалеку от Слонима. Вероятно, в первой половине XVII века они появились и в самом городе. В 1644 году слонимский староста Казимир Лев Сапега, маршалок надворный, выдал привилей для слонимских ремесленных цехов, прописав, чтобы к ним принадлежали и татары. Предположительно, татары селились на улице Гарбарской, поскольку занимались кожевенным ремеслом. В 1717 году уже упоминается и своя улица Татарская. Однако мечети в Слониме долгое время не было, ее построили только в 1804 году. Согласно рапорту исполняющего обязанности маршалка шляхты Слонимского уезда Божимовского, татары Слонима в 1832 году занимались обработкой земли, рыболовством, извозом, выращивали и продавали овощи. Кто–то имел собственную землю, кто–то брал наделы в аренду. В уезде в это время проживало 157 татар, из них 138 занимались сельским хозяйством, а 19 — ремеслом, две семьи получили права на российское дворянство.

Слоним. Татарская улица. Начало ХХ века.

Ивье

Татары в Ивье известны с XVI века. Сохранились некоторые данные о численности ивьевских татар. В 1561 году здесь отмечены четыре татарские семьи, в 1598 году — 14 семей, главным образом в предместье Муравщина. Занимались земледелием, владели полями и огородами. В 1795 году татар насчитывалось 141 человек, в 1851–м — 510, в 1885–м — 867. Это была одна из самых значительных татарских общин на территории Беларуси. Тем не менее и в Ивье долгое время не имелось мечети. Она появилась только в 1884 году. Проект составил местный шляхтич Мечислав Стребейко. Большую часть расходов взяла на себя графиня Эльфрида Замойская. Мечеть благополучно пережила Первую мировую и Великую Отечественную войны и была единственной действующей мечетью в БССР.

Ивье. Мечеть. Начало ХХ века.

Мир

Татары в Мире появились, вероятно, в XVI веке. Инвентарь 1686 года отмечает существование здесь аж двух улиц Татарских. Татарская улица в самом местечке насчитывала 20 застроенных участков, но только два дыма из них принадлежали татарам. Татарская улица в предместье за Минской брамой имела 11 застроенных участков, там жило 20 семей, в том числе 12 татарских. И здесь татары традиционно занимались огородничеством, извозом и кожевенным ремеслом. В 1705 году на Татарской улице в Мире жили 7 татарских семей, в безымянном переулке — еще 6. В середине XVIII века в одном из документов отмечается, что мирские татары–кожевенники изготовили 100 кож для Мирского замка и 75 пар кож — для арендатора Мира. В 1809 году владелец Мира Доминик Радзивилл позволил местным татарам построить мечеть.

Ловчицы

Татары в Ловчицах поселились в XVI веке. Полагают, село было пожаловано великим князем литовским Александром великокняжескому толмачу Мортузе Богатыревичу. В 1522 году великий князь Жигимонт Старый подтвердил это пожалование. Скорее всего, Мортуза и основал в Ловчицах мечеть. Он же стал родоначальником известного княжеского рода Ловчицких (вариант фамилии — Богатыревичи–Ловчицкие). В первой половине XVIII века Ловчицы становятся центром обширного мусульманского прихода, охватывавшего значительную часть Новогрудского воеводства. Сама новогрудская мечеть считалась своего рода филиалом ловчицкой. Вместе с тем численность татар в Ловчицах оставалась небольшой: в XVI веке здесь жили только несколько семей, а в 1938 году — 38 татар. Ловчицкая мечеть также пережила две войны, но в советское время была закрыта и постепенно разрушилась.

Видзы

Видзы. Мечеть. 1917 год.

Примерно в XIX веке появились татары в Видзах. Местная парафия в 1819 году имела своего имама. Время постройки видзовской мечети точно не определено. По одним данным, это 1857 год, по другим — 1860 — 1865 годы. Как писал современник, мечеть отличалась от христианского храма только полумесяцем на минарете, имевшем форму звонницы. В 1880–х годах приход насчитывал около 600 верующих из Новоалександровского, Свенцянского и Дисненского уездов. Мечеть сгорела во время Первой мировой войны.

В XIX веке мечети действовали в Ляховичах и Мяделе. Где–то с XVI века существовала мечеть в деревне Некрашунцы Лидского уезда, в XVII веке — в деревне Осмолово, между Несвижем и Клецком.

В целом среди городского населения Беларуси в конце XVIII — начале XIX века мусульмане составляли небольшую часть — около 0,5 процента: большинство из них — местные татары. Вместе с тем значительное число татар проживало в местечках и деревнях. Однако статистические данные по ним неизвестны.

Согласно переписи населения 2009 года, в Беларуси проживает более 7 тысяч татар.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter