Минск
Минск. Вид на город. На дальнем плане мечеть и Татарская слобода. 1918 год.
Инвентарь радзивилловской юридики (квартала) в Минске 1695 года называет среди 30 владельцев городских участков войта Яна Грегоровича, 10 татарок–вдов и мечеть (в качестве собственника). В 1775 году на радзивилловской юридике жили только 9 татар, но на других юридиках их, возможно, было больше. Кстати, по приказу князя Радзивилла с каждой волоки земли должен был становиться в войско татарин с конем и амуницией.
Минск. Мечеть. 1918 год.
Новогрудок
Когда точно появились татары в Новогрудке, неясно. По крайней мере, во второй половине XVI века они здесь уже присутствовали. В 1575 году в Новогрудке или вблизи него проживал имам, которому подчинялась парафия радзивилловских татар и возле Несвижа. В XVII — XVIII веках число новогрудских татар значительно возросло: в 1795 году в городе их уже проживало 242. И впоследствии мусульманское население в Новогрудке оставалось весьма значительным. 29 мая 1792 года великий князь Станислав Август Понятовский выдал привилей на строительство в Новогрудке мечети. Ее воздвигли в 1796 году.
Новогрудок. Мечеть. Начало ХХ века.
Клецк
Существует версия, что после битвы под Клецком в 1506 году в городе поселили пленных татар. Скорее всего, это историографический миф. Впервые мещанин–татарин упомянут в инвентаре Клецка за 1757 год на улице Закостельной. Инвентарь 1782 года отмечает пять татарских дымов (хозяйств), инвентарь 1791 года — десять дымов. Татары селились исключительно на улицах Закостельной и Слободской. С начала XIX века Закостельная переименовывается в Татарскую — именно здесь в 1881 году построили деревянную мечеть.
Слоним
Слоним. Мечеть. Начало ХХ века.
Мусульманское присутствие в Слониме некоторые исследователи также связывали с поселением татарских пленных из–под Клецка (1506 год), однако в XVI веке и без того было достаточно переселений мусульман на территорию Беларуси. В XVI веке татары уже жили в деревнях Роготная, Лядинки и Борки неподалеку от Слонима. Вероятно, в первой половине XVII века они появились и в самом городе. В 1644 году слонимский староста Казимир Лев Сапега, маршалок надворный, выдал привилей для слонимских ремесленных цехов, прописав, чтобы к ним принадлежали и татары. Предположительно, татары селились на улице Гарбарской, поскольку занимались кожевенным ремеслом. В 1717 году уже упоминается и своя улица Татарская. Однако мечети в Слониме долгое время не было, ее построили только в 1804 году. Согласно рапорту исполняющего обязанности маршалка шляхты Слонимского уезда Божимовского, татары Слонима в 1832 году занимались обработкой земли, рыболовством, извозом, выращивали и продавали овощи. Кто–то имел собственную землю, кто–то брал наделы в аренду. В уезде в это время проживало 157 татар, из них 138 занимались сельским хозяйством, а 19 — ремеслом, две семьи получили права на российское дворянство.
Слоним. Татарская улица. Начало ХХ века.
Ивье
Татары в Ивье известны с XVI века. Сохранились некоторые данные о численности ивьевских татар. В 1561 году здесь отмечены четыре татарские семьи, в 1598 году — 14 семей, главным образом в предместье Муравщина. Занимались земледелием, владели полями и огородами. В 1795 году татар насчитывалось 141 человек, в 1851–м — 510, в 1885–м — 867. Это была одна из самых значительных татарских общин на территории Беларуси. Тем не менее и в Ивье долгое время не имелось мечети. Она появилась только в 1884 году. Проект составил местный шляхтич Мечислав Стребейко. Большую часть расходов взяла на себя графиня Эльфрида Замойская. Мечеть благополучно пережила Первую мировую и Великую Отечественную войны и была единственной действующей мечетью в БССР.
Ивье. Мечеть. Начало ХХ века.
Мир
Татары в Мире появились, вероятно, в XVI веке. Инвентарь 1686 года отмечает существование здесь аж двух улиц Татарских. Татарская улица в самом местечке насчитывала 20 застроенных участков, но только два дыма из них принадлежали татарам. Татарская улица в предместье за Минской брамой имела 11 застроенных участков, там жило 20 семей, в том числе 12 татарских. И здесь татары традиционно занимались огородничеством, извозом и кожевенным ремеслом. В 1705 году на Татарской улице в Мире жили 7 татарских семей, в безымянном переулке — еще 6. В середине XVIII века в одном из документов отмечается, что мирские татары–кожевенники изготовили 100 кож для Мирского замка и 75 пар кож — для арендатора Мира. В 1809 году владелец Мира Доминик Радзивилл позволил местным татарам построить мечеть.
Ловчицы
Татары в Ловчицах поселились в XVI веке. Полагают, село было пожаловано великим князем литовским Александром великокняжескому толмачу Мортузе Богатыревичу. В 1522 году великий князь Жигимонт Старый подтвердил это пожалование. Скорее всего, Мортуза и основал в Ловчицах мечеть. Он же стал родоначальником известного княжеского рода Ловчицких (вариант фамилии — Богатыревичи–Ловчицкие). В первой половине XVIII века Ловчицы становятся центром обширного мусульманского прихода, охватывавшего значительную часть Новогрудского воеводства. Сама новогрудская мечеть считалась своего рода филиалом ловчицкой. Вместе с тем численность татар в Ловчицах оставалась небольшой: в XVI веке здесь жили только несколько семей, а в 1938 году — 38 татар. Ловчицкая мечеть также пережила две войны, но в советское время была закрыта и постепенно разрушилась.
Видзы
Видзы. Мечеть. 1917 год.
В XIX веке мечети действовали в Ляховичах и Мяделе. Где–то с XVI века существовала мечеть в деревне Некрашунцы Лидского уезда, в XVII веке — в деревне Осмолово, между Несвижем и Клецком.
В целом среди городского населения Беларуси в конце XVIII — начале XIX века мусульмане составляли небольшую часть — около 0,5 процента: большинство из них — местные татары. Вместе с тем значительное число татар проживало в местечках и деревнях. Однако статистические данные по ним неизвестны.
Согласно переписи населения 2009 года, в Беларуси проживает более 7 тысяч татар.
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.