Адреналин на дорогах

Начала теплого сезона жители крупных городов и гаишники ждут с замиранием сердца
Начала теплого сезона жители крупных городов и гаишники ждут с замиранием сердца: на дорогах как грибы после дождя появляются байкеры. А значит, вновь будут ночи без сна из-за душераздирающего рева моторов и страшные аварии. Только в прошлом году по вине мотоциклистов произошло 364 ДТП, из них 112 — «пьяные». Погиб 51 человек, 372 были ранены. За три месяца нынешнего года число аварий уже перевалило за полтора десятка. Мотосезон только-только начался, а уже унес пять жизней, 17 человек получили травмы. Один из свежих случаев: в Минске средь бела дня парень на мотоцикле столкнулся с машиной и погиб. Ехал без шлема, права получил меньше недели назад…

Число владельцев мототранспорта в стране растет. По данным ГАИ МВД, в начале года на руках у граждан было свыше 394 тысяч мопедов, скутеров, мотоциклов. Это на 17,6 тысячи больше, чем в январе 2014-го. Молодые, горячие байкеры в основном приезжают из регионов — они чаще всего гоняют по дорогам по своим правилам и не спешат вливаться в байкерские «ассоциации», где нормы внутреннего этикета подкрепляются опытом ошибок товарищей. А власти тем временем пытаются найти управу на гонщиков. Способы воздействия на «беспечных ездоков» обсуждаются в том числе на заседаниях Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совмине под руководством вице-премьера Анатолия Калинина. Одна из законодательных инициатив заработает уже с 4 мая — при техосмотре будут измерять уровень шума. Правда, далеко не все владельцы мототранспорта спешат за заветной наклейкой. Из-за введения дорожного сбора многие и вовсе ездят без техосмотра.

По статистике Минтранспорта и коммуникаций, при прохождении ТО более 30% транспортных средств «потерялось», хотя ГАИ говорит о том, что их число за год увеличилось, разводит руками первый заместитель министра Евгений Рогачев. И предлагает повысить штрафы за выезд на дорогу без наклейки, а то «забывчивость» мотоциклистов слишком дорого обходится. Не мешало бы создать и единую базу прошедшего техосмотр транспорта и передать ее в ГАИ, чтоб сотрудники на месте могли разобраться в ситуации.

А вот одно из предложений от начальника минского ГАИ Дмитрия Корзюка: остановили на дороге «громкого» байкера — мотоцикл в сервис, где неисправность устранят принудительно.

Логика в этом есть: умельцы изменили конструкцию двигателя, это влияет на безопасность дорожного движения, на спокойствие граждан. Пусть заплатят за переделку, транспортировку, как в Германии, Австрии, — в следующий раз подумают, надо ли им это, считает Корзюк.

Но наказать нарушителя — это один вопрос. Перед этим его надо еще догнать. Начальник управления ГАИ МВД Юрий Литвин вспоминает, как в конце марта на Гродненщине преследовали байкера, «вилявшего» между машинами. Скорость его езды порой доходила до 150 километров в час. Хорошо, что обошлось без пострадавших, самому гонщику, который был остановлен почти случайно, выписали 15 административных протоколов на 18 миллионов рублей. Забрали и права.

Может, организовать специальное место для гонок? Ведь, по сути, никаких мотодромов в стране нет, а людей с избытком адреналина — предостаточно. Любители быстрой езды из Брестской области, например, выпускают пар в Польше. В Брестском облисполкоме даже предлагали запускать гонщиков покататься в аэропорт: все равно там нет регулярных рейсов. Но нет, оказывается, даже закрытая взлетно-посадночная полоса — это режимная территория. Впрочем, зампредседателя Могилевского облисполкома Дмитрий Янков предупреждает: разрешили бы «летать» в аэропорту – никто бы до него не доехал. Как до Быховского военного аэродрома. А если учесть, что на подобных ралли обязательно должны присутствовать машины «скорой», ГАИ, МЧС, а их дежурство стоит денег, вариант отпадает сам собой. На городских дорогах же можно кататься бесплатно, да и зрителей больше.

В некоторых белорусских городах по отдельным улицам запретили рассекать на мотоциклах ночью. Соответствующие знаки появились в Могилеве, Гомеле, Витебске. На местах говорят, что эффект есть. Но в Минске, судя по всему, в результативности таких решений сомневаются. Одним знаком вопрос не решишь: нужно контролировать соблюдение правил. Не вводить же ночное дежурство возле каждого знака. Да и парой магистралей в Минске не обойдешься: ездят байкеры по всем главным проспектам и каркасным улицам города. За одним нарушителем погонишься, второй — проскочит.

А потому нужно сделать так, чтоб было не повадно. Например, ввести понятие хулиганства или агрессивного поведения на дороге и определить строгость наказания. Такой вариант пока рассматривается. Но уже очевидно: решение это назрело. Только вот остановит ли оно дерзких и смелых, которым море по колено, не то что ровная дорога?

m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter