Аденский тупик
09.12.2008 01:00:00
Сегодня вблизи Африканского Рога кроме сил НАТО уже собрались военные корабли из десятка стран. Несмотря на столь мощное военное присутствие, флибустьеры по-прежнему нападают на мирный транспорт. Именно здесь пролегает один из самых оживленных морских маршрутов и ежегодно в пиратские сети попадают десятки больших и малых судов. В этом году проблема достигла своего апогея.
По некоторым данным, бандитам удалось заработать на грязном промысле более 150 миллионов долларов. Причем их атаки становятся все более наглыми. Чего стоит, к примеру, недавний захват саудовского нефтяного супертанкера Sirius Star, на борту которого находится два миллиона баррелей нефти общей стоимостью в 100 миллионов долларов. В качестве выкупа за освобождение танкера пираты требуют четверть от этой суммы. В руках сомалийских боевиков до сих пор остается украинское судно Faina с 33 танками Т-72, гранатометами и боеприпасами.
Пиратство превратилось в настоящую бизнес-индустрию, в которую вовлечено множество людей. Сомалийский порт Эйль на восточном побережье Сомали, где стоят на приколе захваченные суда, по сути, стал столицей новой республики. В этом городе не редкость дорогие машины и шикарные особняки, при том что почти половина населения Сомали зависит от гуманитарной помощи извне. На деньги, вырученные от морского разбоя, боевики приобретают современное вооружение, средства связи и навигации. Они становятся все сильнее, и местные власти перед ними бессильны.
Говорить о предстоящей победе над пиратами и называть ее примерные сроки не приходится, считают аналитики. Даже самые успешные действия в этом районе будут лишь борьбой с симптомами, но не с причинами болезни. После того как судоходство у побережья Сомали станет более или менее безопасным, мир вдруг с удивлением узнает об активизации морских разбойников в Западной Африке, в Карибском бассейне или еще в каком-нибудь регионе — с одной стороны, удаленном от баз ВМС ведущих стран мира, а с другой — достаточно оживленном.
Новые очаги пиратства будут вспыхивать по разным причинам, и главная из них — крайне низкий уровень жизни многих прибрежных стран. В самом деле, более удобную базу для пиратства, чем Сомали, придумать трудно.
— Бывшая итало-британская колония, которая после Второй мировой получила независимость, до сих пор не в состоянии наладить элементарное государственное управление, не говоря уже об экономике, — говорит политолог-международник Михаил Бударагин. — С 1991 года там нет централизованного правительства, и идет гражданская война. На территории страны существует неприличное количество протогосударственных, а то и вовсе племенных образований, торгующих оружием и борющихся друг с другом за власть. Это если не считать гастролеров из “Аль-Каиды” и собственных исламистов.
Все попытки мирового сообщества уговорами заставить вождей территорий прекратить вакханалию из года в год заканчиваются фиаско. Увещевать племенных вождей и лидеров вооруженных группировок бесполезно, посылать гуманитарную помощь бессмысленно — никто не сможет проконтролировать, кому она достанется и вообще дойдет ли до адресата. Идеальный вариант — наладить в Сомали нормальную экономику, но когда по стране туда-сюда носятся тысячи людей с оружием и палят почем зря во все, что движется, инвесторы не спешат вкладывать средства в развитие бизнеса. “Сомали — это тупик международной (и в частности, западной) дипломатии в ее нынешнем виде. Строго говоря, выработку новых правил общежития стоило бы начинать именно с этой маленькой раздираемой анархией африканской страны”, — резюмирует политолог.
Впрочем, нельзя исключать и другой сценарий: борьба с пиратством выглядит хорошо подготовленным поводом для военного вторжения в Сомали. Ведь, по большому счету, всем понятно, что морское патрулирование, какими бы силами оно ни велось, бесполезно против “неуловимых” потомков древних корсаров. Рано или поздно придется ступать на берег и начинать настоящую военную операцию, а заодно устанавливать контроль в одной из стратегически важнейших точек мира у входа в Красное море из Индийского океана. Но пока никто не рискнул сделать этот шаг, поскольку его последствия вполне предсказуемы: любых пришельцев ожидает мощное партизанское сопротивление.
Остается уповать на то, что ведущим державам все же удастся скоординировать свои действия и выработать общую стратегию и тактику по нормализации обстановки в регионе. В противном случае ведущие флоты мира будут исполнять роль пожарных команд, появляясь в проблемных районах лишь тогда, когда пламя войны приобретает угрожающие масштабы.
По некоторым данным, бандитам удалось заработать на грязном промысле более 150 миллионов долларов. Причем их атаки становятся все более наглыми. Чего стоит, к примеру, недавний захват саудовского нефтяного супертанкера Sirius Star, на борту которого находится два миллиона баррелей нефти общей стоимостью в 100 миллионов долларов. В качестве выкупа за освобождение танкера пираты требуют четверть от этой суммы. В руках сомалийских боевиков до сих пор остается украинское судно Faina с 33 танками Т-72, гранатометами и боеприпасами.
Пиратство превратилось в настоящую бизнес-индустрию, в которую вовлечено множество людей. Сомалийский порт Эйль на восточном побережье Сомали, где стоят на приколе захваченные суда, по сути, стал столицей новой республики. В этом городе не редкость дорогие машины и шикарные особняки, при том что почти половина населения Сомали зависит от гуманитарной помощи извне. На деньги, вырученные от морского разбоя, боевики приобретают современное вооружение, средства связи и навигации. Они становятся все сильнее, и местные власти перед ними бессильны.
Говорить о предстоящей победе над пиратами и называть ее примерные сроки не приходится, считают аналитики. Даже самые успешные действия в этом районе будут лишь борьбой с симптомами, но не с причинами болезни. После того как судоходство у побережья Сомали станет более или менее безопасным, мир вдруг с удивлением узнает об активизации морских разбойников в Западной Африке, в Карибском бассейне или еще в каком-нибудь регионе — с одной стороны, удаленном от баз ВМС ведущих стран мира, а с другой — достаточно оживленном.
Новые очаги пиратства будут вспыхивать по разным причинам, и главная из них — крайне низкий уровень жизни многих прибрежных стран. В самом деле, более удобную базу для пиратства, чем Сомали, придумать трудно.
— Бывшая итало-британская колония, которая после Второй мировой получила независимость, до сих пор не в состоянии наладить элементарное государственное управление, не говоря уже об экономике, — говорит политолог-международник Михаил Бударагин. — С 1991 года там нет централизованного правительства, и идет гражданская война. На территории страны существует неприличное количество протогосударственных, а то и вовсе племенных образований, торгующих оружием и борющихся друг с другом за власть. Это если не считать гастролеров из “Аль-Каиды” и собственных исламистов.
Все попытки мирового сообщества уговорами заставить вождей территорий прекратить вакханалию из года в год заканчиваются фиаско. Увещевать племенных вождей и лидеров вооруженных группировок бесполезно, посылать гуманитарную помощь бессмысленно — никто не сможет проконтролировать, кому она достанется и вообще дойдет ли до адресата. Идеальный вариант — наладить в Сомали нормальную экономику, но когда по стране туда-сюда носятся тысячи людей с оружием и палят почем зря во все, что движется, инвесторы не спешат вкладывать средства в развитие бизнеса. “Сомали — это тупик международной (и в частности, западной) дипломатии в ее нынешнем виде. Строго говоря, выработку новых правил общежития стоило бы начинать именно с этой маленькой раздираемой анархией африканской страны”, — резюмирует политолог.
Впрочем, нельзя исключать и другой сценарий: борьба с пиратством выглядит хорошо подготовленным поводом для военного вторжения в Сомали. Ведь, по большому счету, всем понятно, что морское патрулирование, какими бы силами оно ни велось, бесполезно против “неуловимых” потомков древних корсаров. Рано или поздно придется ступать на берег и начинать настоящую военную операцию, а заодно устанавливать контроль в одной из стратегически важнейших точек мира у входа в Красное море из Индийского океана. Но пока никто не рискнул сделать этот шаг, поскольку его последствия вполне предсказуемы: любых пришельцев ожидает мощное партизанское сопротивление.
Остается уповать на то, что ведущим державам все же удастся скоординировать свои действия и выработать общую стратегию и тактику по нормализации обстановки в регионе. В противном случае ведущие флоты мира будут исполнять роль пожарных команд, появляясь в проблемных районах лишь тогда, когда пламя войны приобретает угрожающие масштабы.