Аденский тупик

Евросоюз приступил к осуществлению первой в своей истории военно-морской операции Первые шесть кораблей ВМФ и три боевых самолета из восьми европейских стран направились в Аденский залив близ Сомали, где должны сменить группировку НАТО. Они будут усиленно патрулировать регион и сопровождать торговые суда, а в случае необходимости уполномочены применять силу. Операция, получившая название “Аталанта”, рассчитана как минимум на год. Но станет ли она панацеей от безумных и дерзких вылазок современных наследников Моргана?
Сегодня вблизи Африканского Рога кроме сил НАТО уже собрались военные корабли из десятка стран. Несмотря на столь мощное военное присутствие, флибустьеры по-прежнему нападают на мирный транспорт. Именно здесь пролегает один из самых оживленных морских маршрутов и ежегодно в пиратские сети попадают десятки больших и малых судов. В этом году проблема достигла своего апогея.
По некоторым данным, бандитам удалось заработать на грязном промысле более 150 миллионов долларов. Причем их атаки становятся все более наглыми. Чего стоит, к примеру, недавний захват саудовского нефтяного супертанкера Sirius Star, на борту которого находится два миллиона баррелей нефти общей стоимостью в 100 миллионов долларов. В качестве выкупа за освобождение танкера пираты требуют четверть от этой суммы. В руках сомалийских боевиков до сих пор остается украинское судно Faina с 33 танками Т-72, гранатометами и боеприпасами.
Пиратство превратилось в настоящую бизнес-индустрию, в которую вовлечено множество людей. Сомалийский порт Эйль на восточном побережье Сомали, где стоят на приколе захваченные суда, по сути, стал столицей новой республики. В этом городе не редкость дорогие машины и шикарные особняки, при том что почти половина населения Сомали зависит от гуманитарной помощи извне. На деньги, вырученные от морского разбоя, боевики приобретают современное вооружение, средства связи и навигации. Они становятся все сильнее, и местные власти перед ними бессильны.
Говорить о предстоящей победе над пиратами и называть ее примерные сроки не приходится, считают аналитики. Даже самые успешные действия в этом районе будут лишь борьбой с симптомами, но не с причинами болезни. После того как судоходство у побережья Сомали станет более или менее безопасным, мир вдруг с удивлением узнает об активизации морских разбойников в Западной Африке, в Карибском бассейне или еще в каком-нибудь регионе — с одной стороны, удаленном от баз ВМС ведущих стран мира, а с другой — достаточно оживленном.
Новые очаги пиратства будут вспыхивать по разным причинам, и главная из них — крайне низкий уровень жизни многих прибрежных стран. В самом деле, более удобную базу для пиратства, чем Сомали, придумать трудно.
— Бывшая итало-британская колония, которая после Второй мировой получила независимость, до сих пор не в состоянии наладить элементарное государственное управление, не говоря уже об экономике, — говорит политолог-международник Михаил Бударагин. — С 1991 года там нет централизованного правительства, и идет гражданская война. На территории страны существует неприличное количество протогосударственных, а то и вовсе племенных образований, торгующих оружием и борющихся друг с другом за власть. Это если не считать гастролеров из “Аль-Каиды” и собственных исламистов.
Все попытки мирового сообщества уговорами заставить вождей территорий прекратить вакханалию из года в год заканчиваются фиаско. Увещевать племенных вождей и лидеров вооруженных группировок бесполезно, посылать гуманитарную помощь бессмысленно — никто не сможет проконтролировать, кому она достанется и вообще дойдет ли до адресата. Идеальный вариант — наладить в Сомали нормальную экономику, но когда по стране туда-сюда носятся тысячи людей с оружием и палят почем зря во все, что движется, инвесторы не спешат вкладывать средства в развитие бизнеса. “Сомали — это тупик международной (и в частности, западной) дипломатии в ее нынешнем виде. Строго говоря, выработку новых правил общежития стоило бы начинать именно с этой маленькой раздираемой анархией африканской страны”, — резюмирует политолог.
Впрочем, нельзя исключать и другой сценарий: борьба с пиратством выглядит хорошо подготовленным поводом для военного вторжения в Сомали. Ведь, по большому счету, всем понятно, что морское патрулирование, какими бы силами оно ни велось, бесполезно против “неуловимых” потомков древних корсаров. Рано или поздно придется ступать на берег и начинать настоящую военную операцию, а заодно устанавливать контроль в одной из стратегически важнейших точек мира у входа в Красное море из Индийского океана. Но пока никто не рискнул сделать этот шаг, поскольку его последствия вполне предсказуемы: любых пришельцев ожидает мощное партизанское сопротивление.
Остается уповать на то, что ведущим державам все же удастся скоординировать свои действия и выработать общую стратегию и тактику по нормализации обстановки в регионе. В противном случае ведущие флоты мира будут исполнять роль пожарных команд, появляясь в проблемных районах лишь тогда, когда пламя войны приобретает угрожающие масштабы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter