Адамовы яблоки

Неизвестную работу именитого мастера обнаружили в Полоцке...

Неизвестную работу именитого мастера обнаружили в Полоцке. Это портрет Адама Мицкевича кисти Ивана Хруцкого. С обратной же стороны холста — натюрморт в фирменном стиле художника: овощи и фрукты. Не так давно директорам ведущих музеев пришлось сокрушаться, что нашей стране не под силу купить оригинальные полотна наших земляков на европейских аукционах. А тут такая новость! Значит, есть шедевры в своем Отечестве. Их нужно уметь находить.


Хруцкий в 1836 году окончил петербургскую Академию художеств, получив серебряную медаль за работу «Цветы и плоды», а затем и титул академика «как известного отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно живописи плодов и овощей». Интерьеры художник изображал с фотографической точностью. Не зря в Третьяковской галерее живописца представили небольшой, но знаковой работой, изображающей комнаты его родного усадебного дома в имении Захарничи под Полоцком.


В минском же Национальном художественном музее всего 26 произведений нашего соотечественника. Еще недавно большая часть работ хранилась в запасниках. Но в связи с тем, что в этом году отмечается 200–летие со дня рождения живописца, полотна Хруцкого представлены на специальной выставке. Пожелали увидеть оригиналы земляка и в Полоцке — на малой родине художника. Минский музей попросил полоцкую художественную галерею представить в порядке обмена холсты с живописью Ядвиги Мацеевской — правнучки Ивана Хруцкого. Обычная просьба коллег. С оригинальным продолжением...


— Госпожа Мацеевская также занималась изобразительным искусством, но жила в Киеве, — раскрывает предысторию Лариса Лысенко, заведующая филиалом «Художественная галерея» Национального Полоцкого историко–культурного музея–заповедника. — Перед смертью художница завещала свои творения Полоцку. В конце 90–х годов к нам прибыло 720 картин. Но никто их до сей поры специально не изучал. Когда художественный музей попросил отобрать что–нибудь для выставки в Минске, я лично осмотрела, подержала в руках все полотна Мацеевской. Взгляд задержался на небольшой картине без рамы. На холсте размером 58 на 46 сантиметров изображен Адам Мицкевич. Что–то мне подсказало: это работа не кисти Ядвиги Александровны. Я взяла альбомы с репродукциями всех картин Хруцкого и нашла такой же портрет Мицкевича, хранящийся в петербургском Пушкинском доме. Тогда еще раз пригляделась к холсту и заметила, что он довольно тонкий — на таких не писали в ХХ веке. В конце апреля я отправила картину на экспертизу в академию наук, где исследования лазером дали точную дату написания портрета Мицкевича — 1850 год.


До сих пор в Полоцке не было ни одного оригинального произведения Хруцкого. Но теперь целых два — на одном холсте! С другой стороны полотна изображен натюрморт в характерной манере художника: ваза с цветами, перед ней лежат два яблока — зеленое и красное, рядом тарелка с яблоками, виноградом и грушами. Все это нанесено легкими мазками. Как и портрет Мицкевича, работа осталась незавершенным эскизом.


— Обычно Хруцкий доводил все свои картины до идеального вида, покрывал лаком, — отмечает особенность почерка земляка Лариса Михайловна. — Но это двойное полотно как будто служило ему черновиком. Возможно, художник бросил эту работу и взялся за другую. Он ведь был востребован, много писал на заказ.


Какие еще сюрпризы могут таиться в собрании полоцкой галереи, расположенной в стенах легендарного иезуитского коллегиума? Лариса Лысенко не сомневается, что будут найдены еще многие неизвестные шедевры. Она вспоминает, как пять лет назад к ней приходили жители Полоцка и просили атрибутировать полотно с морским пейзажем: «Это была работа кисти хорошего художника. Очевидно, XIX века. Но только спустя неделю как гости ушли меня осенило — это же картина кисти выдающегося русского акварелиста Льва Лагорио! Мои посетители интересовались, стоил ли чего–нибудь тот холст. Но след их простыл. А работа действительно стоящая. Вопрос: как она оказалась в частном собрании?»


Подтверждения от специалистов из Национального художественного музея насчет подлинности «новорожденного» Адама Мицкевича «с яблоками», однако, не удалось получить. Сомнения есть у директора музея Владимира Прокопцова. Но мистическая аура над этой картиной останется навсегда: как будто сам Хруцкий преподнес потомкам загадочный подарок к собственному двухсотлетию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter