Ад прадзедаў спакон вякоў…

До какого колена вы знаете свою родословную?

На девятый день после Пасхи издревле отмечается Радуница. В этот день принято вспоминать предков, навещать их могилы. Накануне святого для христиан праздника мы поинтересовались у разных людей, до какого колена знают свою родословную, чем занимались их предки и что оставили после себя на земле?

Уладзiмiр ЛIПСКI, пiсьменнiк:

— Усё пачалося з невялiчкага блакнота, куды я запiсваў адрасы, тэлефоны блiзкiх i далекiх сваякоў, збiраў iх фотакарткi. Потым звярнуўся ў архiў i дзiву даўся — мае продкi дваранскiх крывей. Праз некаторы час па архiўных дакументах знайшоў сваiх прашчураў ажно да 1320 года, пасля чаго напiсаў кнiгу «Я. Праўдзiвы аповед пра твой i мой радавод». Дарэчы, у дзесятым калене ў кожнага з нас 1024 прадзеды i прабабкi. Увогуле, даследуючы сваё генеалагiчнае дрэва, ты не толькi духоўна абагачаешся, але i разумееш, што ўсе мы радня. Ад аднаго чалавека да другога — усяго некалькi крокаў. Толькi ўсвядомiўшы гэта, мы станем больш дабразычлiвымi.

Татьяна АФАНАСЬЕВА, директор Национального исторического архива в Гродно:

— В наш архив каждый день приходят десятки запросов, как из Беларуси, так и из зарубежья. Люди хотят узнать свой род, ищут близких. Работы много. Может быть, поэтому мне самой не хватает времени, чтобы заняться своей родословной. Знаю, что корни мои уходят в Россию. Мама родом из Барнаула, папа из Пскова. Бабушка жила в Козельске, была простой служащей. По рассказам родственников, она очень красиво пела, чем всегда удивляла гостей…

Александр МЕТЛА, председатель общественного объединения «Память Афгана»:

— От моего деда нам остался сад, посаженный его заботливыми руками, от дяди — дом, который он построил сам. Этот дом выдержал войну и стоит до сих пор. На Радуницу мы всегда собираемся семьей и едем на мою родину в Витебскую область. В родной деревушке теперь живут всего три семьи. Я считаю, что поклониться могилам предков — это святой долг.

Леонид КЛИМОВИЧ, участник игры «Что? Где? Когда?»:

— По рассказам матери свою родню знаю до четвертого колена. В нашем роду объединились и русские переселенцы из Брянской области, и полесские украинцы, и обедневшая польская шляхта, и белорусы. Собираю семейные легенды. Родственники рассказывали, что у прадеда моего были проблемы со зрением, и он отправился из своей деревеньки в городскую больницу. Там ему ничем помочь не смогли и отправили домой. По дороге он и вовсе ослеп, но сумел дойти в родную деревню. Незрячий, он прошел 8 километров. Вот такие у меня сильные духом предки.

Андрей КАШКО, директор СШ № 5 г. Лиды:

— Я пошел в своего деда. Он жил в Дятловском районе и учил детей грамоте. Дед единственный в деревне умел читать и рассказывал своим соседям о том, что пишут в газетах. Теперь я тоже учу детей, правда, не языку, а истории. На Радуницу обязательно с близкими навещаем могилы родственников. Если человек знает свой род и бережет о нем память, никогда не будет беден духом.

Юрий ЖИГАМОНТ, ведущий телепрограммы «Новыя падарожжы дылетанта»:

— Свои корни искал по архивам. Восстановил род до восьмого колена. Предки жили в Наровлянском районе больше 200 лет. Знаю, что прадед мой был сельским старостой. К нему в деревне часто обращались за советом. У деда было 27 гектаров земли. После революции все имущество у него отобрали, а самого расстреляли. Есть семейная легенда, что, предчувствуя беду, он спрятал где-то часть своего богатства. Так что, возможно, скоро займусь поиском семейного клада. Из поколения в поколение у нас передается икона. Я верю в то, что она оберегает нашу семью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter