Абсолютный слух — это дар природы

Под гитарным грифом

Мой товарищ и коллега Владимир Ткаченко приехал в Минск из Витебска в 1974 году. Ныне заслуженный артист Беларуси, тогда он только поступил в Белорусскую государственную консерваторию по классу скрипки, а параллельно осваивал рок–гитару.


В 60–е знаменитая группа «Алгоритмы» в Минске заложила сильнейшую роковую традицию. В 70–е ее продолжили преемники — Владимир Ткаченко с товарищами. Тогда они играли в основном песни из репертуара Deep Purple и Led Zeppelin, причем «снимали» целиком их диски, чему способствовал абсолютный гармонический слух Володи. Этот его дар позволил ему успешно работать в ресторане «Папараць–кветка», прилично зарабатывая на жизнь.


Случилось так, что мы с ним какое–то время играли в этом ресторане в две соло–гитары. А было это в конце 1976 года.


Мулявин пригласил Володю в «Песняры» как раз накануне гастролей ансамбля в США. А меня музыканты ресторана позвали на место Ткаченко. И пока он недели две вводил меня в программу, мы играли вместе. Это были интересные и счастливые времена. У нас было много заказов от разгоряченной публики. Играли мы не только «Мясоедовскую», «Листья желтые» и песни «Аббы», но и совершенно неожиданные композиции.


Однажды две искушенные в музыке дамы заказали нам, как образованным профессионалам, за пять рублей полонез Огиньского. В другой раз в субботу после работы к нам подтянулись музыканты из других ресторанов, и заиграла сборная «по блюзу». Володя через пару минут заметил: «Гитарист играет в соль–мажоре, а басист с пианистом — в фа». Вот что такое абсолютный гармонический слух!


Вскорости он перешел в «Песняры» и вместе с ними отправился в знаменитое турне по Америке. По возвращении на мой вопрос, ну как тебе Нью–Йорк, он флегматично ответил: «Город как город».


Работая много лет в «Песнярах», ему приходилось в сплошных переездах таскать на себе чемодан, гитару и скрипку. А гастроли были изнурительными: вдали от дома, по три, четыре, пять концертов в день, без выходных. Нынешние музыканты и представить себе такое не могут. Плюс тяжелая электрогитара Gibson ES c большим корпусом, заставлявшая его стоя играть с приподнятым правым плечом. После восьми лет работы у Володи так искривился позвоночник, что он уже не мог играть и фактически стал никому не нужным инвалидом. Слава богу, в 6–й клинической больнице нашелся одаренный врач, поставивший его на ноги. К счастью, нашлась и работа в оркестре Финберга, где Ткаченко раскрылся еще и как талантливый аранжировщик. В 2001 году он получил звание заслуженного артиста. Причем на торжественном концерте в Белгосфилармонии в честь 25–летия его профессиональной творческой деятельности и присвоения звания он мог и погибнуть: во время репетиции сорвался с потолка и грохнулся о пол тяжелый слой штукатурки. Слава богу, не на музыканта, а рядом.


Почти два десятка лет Владимир тесно сотрудничает со мной и как аранжировщик, и как виртуоз–гитарист, выступая на концертах и фестивалях организованного мной «StarКлуба». Крепко жму руку моему товарищу по цеху и желаю благополучия и творческого долголетия!


Вспомним, что великие Андрес Сеговия и Лес Пол давали концерты и записывали диски в девяносто с лишним лет!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter