Оперативно-дежурная служба – это местный «центр управления полетами»
Телефонов много не бывает
В каждом отделе милиции оперативно-дежурная служба – это местный «центр управления полетами». Именно здесь аккумулируются и обрабатываются все поступившие сообщения: и от службы 102, и от горожан, позвонивших сюда напрямую по городским телефонам, указанным на подъездах, и от тех, кто пришел с проблемой лично. А уже дежурные решают, что с этим делать, и распределяют вызовы между сотрудниками.В городском отделе милиции поддерживать связь с миром помогают шесть телефонных аппаратов, радиостанция и подключенный к бесперебойнику компьютер, который будет продолжать работать, даже если во всем квартале отключат электричество. «Натюрморт» дополняет карта района, растянувшегося от улицы Кольцова до МКАДа. Впрочем, старшему инспектору – дежурному Виктору Серединскому, который согласился на сегодня стать моим начальником, заглядывать в нее необходимости нет: за 14 лет работы он успел выучить расположение всех улиц и домов.
Главный рабочий инструмент – компьютер: именно на него поступают сообщения, переадресованные службой 102, посвящает в тонкости работы Виктор Валентинович:
– Когда поступает звонок на этот номер, оператор заводит виртуальную карточку, где сжато описывает проблему. Причем многие поля для экономии времени заполняются автоматически: например, откуда поступил звонок, на чье имя зарегистрирован номер. Затем карточка пересылается нам – в отдел милиции, который отвечает за район, где возникла проблема. На все про все уходит меньше минуты. Когда сообщение попадает сюда, компьютер посылает светозвуковой сигнал и не прекращает пищать и моргать зеленым цветом, пока не прочитаешь письмо.
За 14 лет работы Виктор Серединский выучил свой район досконально
Словно в доказательство, на экране всплывает сообщение: «Логойский тракт, дом № 37. У третьего подъезда двое распивают спиртные напитки, пристают к прохожим». Краткие переговоры – и к нарушителям уже направляется участковый.
Если сообщение экстренное, сотрудники 102 не тратят время на заполнение карточки, а сразу передают информацию по радиосвязи, проводит ликбез помощник дежурного Егор Зарожный:
– Это позволяет милиции оказываться на месте происшествия максимально оперативно. Например, получив информацию «Логойский тракт, девушка, 23 года, падение с высоты» – наши сотрудники прибыли по указанному адресу уже через четыре минуты.
Как авиадиспетчеры, только на земле
Впрочем, приемом сообщений обязанности инспекторов ОДС не исчерпываются: они распределяют вызовы, выдают коллегам оружие, проводят инструктаж, работают с задержанными… Это чем-то похоже на работу авиадиспетчеров, приводит сравнение майор Серединский:– Наши сотрудники тоже обычно остаются за кадром. Но именно от них – от того, насколько быстро и правильно они сумели оценить обстановку, – во многом зависит общий исход дела. Конечно, находиться в напряжении 24 часа подряд – непросто. Может быть, именно поэтому во всем Минске нет ни одной барышни – инспектора оперативно-дежурной службы.
Разговор прерывается звонком в домофон: в отдел заходит растерянный пенсионер, который забыл ноутбук в 46-м троллейбусе. Сотрудники предлагают ему заполнить заявление, а сами тем временем звонят в автопарк: вдруг растеряше повезло, и сумка с лэптопом благополучно прибыла на конечную?
Звонков, конечно, больше, чем личных визитов, делится наблюдением Виктор Серединский:
– Хотя бывают и исключения. Недавно поздним вечером (а отдел милиции работает круглосуточно) в домофон позвонили подростки: «Нам нужно срочно кое-что рассказать!» Оказалось, что двое взрослых забрали у них деньги и телефоны и ушли в сторону трамвайных путей. Сразу же отправил наряд по горячим следам – одного из обидчиков задержали уже спустя 10 минут.
«Городской отдел милиции. Слушаю вас!»
Найти соседку и разогнать котов
Тем временем на компьютер обрушивается лавина оповещений: «Пассажир скандалит с водителем трамвая. Разбил стекло», «Мерседес» мешает проезду строительной техники», «Двое пьяных, на вид 18–20 лет, ломают пластиковые заграждения и мусорные контейнеры», «Перестал работать светофор»… Хочется выключить монитор, чтобы больше никогда не видеть моргающих зеленых окошек. Но Виктор Серединский с помощником уверенно разбирают сообщения: делают звонок в ГАИ, отправляют на задание участкового инспектора. И это еще не самый сложный день, комментирует майор:– В среднем за смену принимаем около 30 сообщений, но нередко бывает и 50–60. Конечно, когда работа кипит, обидно отвлекаться на несерьезные звонки, а их, увы, немало. То просят отыскать старую подругу («она живет в вашем районе, я ей давно не звонила, а сейчас набираю – трубку никто не берет»), то умоляют утихомирить раскричавшихся котов. Это хорошо, что люди помнят номер милиции, но в некоторых ситуациях, прежде чем набирать 102, можно было бы попробовать разобраться с проблемой самостоятельно.
Как справляться со стрессом, если сутки напролет находишься в напряжении?
– Лично мне лучше всего помогает смена «картинки»: выехал за город – и стресса как не бывало, – делится рецептом старший инспектор – дежурный. – А еще – обязательные еженедельные занятия по физподготовке. Это хороший способ выпустить пар и не потерять форму.
krupenk@sb.by