Абитуриент с претензией

Есть ли польза экономике от едва ли не всеобщего сейчас высшего образования?

Есть ли польза экономике от едва ли не всеобщего сейчас высшего образования?

Дорога к высшему образованию сегодня открыта для всех: если двадцать лет назад в вуз поступал каждый четвертый школьник, то сейчас студентами становятся две трети выпускников. Но, если посмотреть на результаты ЦТ, основная часть абитуриентов ничего особо выдающегося не демонстрирует. Средний балл участников тестирования по предметам крутится около цифры 40, а по математике и физике планка который год не поднимается выше 21. То есть уже на входе ясно, что качественно усвоить вузовскую программу большая часть абитуриентов не способна. В итоге свыше 60 процентов студентов учатся на платной основе, и качество этого обучения таково, что социальной нормой в последнее время становится получение второго высшего образования.

Казалось бы, нет ничего плохого в том, что большинство людей стремится окончить вуз. Но является ли такое массовое высшее образование профессиональным? Например, в прошлом году 46 процентов выпускников вузов получили дипломы юристов и экономистов. Это, между прочим, 38 тысяч человек. Ясно, что большинство из них ждет карьера менеджеров по продажам, операторов в банке и продавцов. А ведь вместо того, чтобы тратить время и немалые деньги, они могли бы два года бесплатно отучиться в колледже и устроиться на работу туда же, куда они попадут после окончания “бесполезного” университета.

Зная это, абитуриенты все равно считают учебу в вузах престижной. Они даже не рассматривают как альтернативу высшему учебному заведению поступление в ссузы и получение рабочей профессии. Долгие годы педагоги и родители внушали детям: будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ. Систему профессиональной ориентации выстраивали на том, что человек должен стремиться поступить в вуз. Зачем? На какую специальность? Эти вопросы ушли на второй план. Главное — поступить.

— Такой подход создает молодым людям трудности в жизни, — считает Александр Павлов, директор УО “Витебский областной учебно-методический центр профессионального образования”. Порядка 67 процентов школьников идет в вуз, около 30 — в ссуз, и только 10—13 — в систему профессионально-технического образования. На одного работающего мы готовим восемь инженерно-технических кадров. Это проблема,  потому что более 80 процентов вакансий рынка труда представлены рабочими профессиями.

За 20 лет платное обучение, которое вводили с благими целями, во-первых, привело к тому, что престиж высшего образования снизился — за деньги его может получить любой. Соответственно, снизилось и качество обучения. Во-вторых, главными заказчиками на рынке образовательных услуг, по сути, стали абитуриенты, а не работодатели. Итог известен: набор на “модные” специальности в разы превышает госзаказ, специалистов с высшим образованием все больше (в прошлом году диплом вуза получили почти 83 тысячи человек — на 30 тысяч больше, чем в 2004-м), а квалифицированных кадров остро не хватает.

— Окончив школу, человек выбирает специальность почти наобум: “подруга поступает туда же”, “мама так сказала”, “по баллам ЦТ проходил”, “я биологию люблю” и так далее, — говорит Александр Павлов. — О будущей профессии и о потребностях рынка труда он практически ничего не знает. В итоге для одних работа превращается в ежедневную пытку, другим приходится менять специальность и учиться заново. Это травма для людей и потери для экономики. Мы уже создали “новую популяцию” — людей с дипломами, но без знаний; с высокими запросами, но без возможности их реализации.

Чтобы помочь молодежи в выборе жизненного пути, надо всячески развивать и пропагандировать НИСПО — непрерывную интегрированную систему профессионального обучения. Талантливые, мотивированные учиться дети, а их процентов 10—15, пусть идут в десятый класс, остальным нужно получать профессию в лицее или колледже. Посмотрите статистику прошлого года: в учреждения профтехобразования и ссузы поступили 36 процентов детей после девятого класса и еще 42,1 процента после 11-го. Каждый год на контрольных срезах в системе ПТО средний уровень первокурсников по всем предметам не превышает трех баллов. Вопрос: зачем мы держим этих детей до 11-го класса? Вместо того чтобы два года просиживать штаны в школе, молодой человек уже мог бы строить свою жизнь и к 17 годам сделать осознанный выбор. Большинство детей, получив профессию, сразу уходят на производство, другие — те, кто имеет хорошие результаты, — идут в среднее специальное учебное заведение. Если и там учеба не в тягость, молодой человек без всякой травмы принимает решение получать высшее образование и учится качественно, а не ради пресловутой “корочки”. Кстати, несмотря на печальный уровень знаний первого курса, около 20 процентов выпускников ПТУ и ссузов идут учиться дальше. По мнению Александра Павлова, им надо дать возможность получить высшее образование в кратчайшие сроки, а не за
3,5—4 года, как того сейчас требует законодательство.

Не так давно в Витебской области производственники и педагоги за круглым столом обсуждали проблемы подготовки кадров для предприятий легкой промышленности и бытового обслуживания населения. В регионе 207 предприятий связаны с текстильным, швейным и обувным производством. Отрасль испытывает острый кадровый дефицит как рабочих разных специальностей, так и высококвалифицированных специалистов — инженеров, конструкторов, технологов, маркетологов, программистов. Между тем ежегодная потребность в специалистах с высшим образованием в недавно созданном холдинге “Белорусская кожевенно-обувная компания” в ближайшее время составит порядка 50—75 человек, а всего до 2018-го здесь создадут более тысячи новых рабочих мест. СООО “Белвест” прогнозирует потребность в рабочих и специалистах на 2013—2018 годы около 800 человек. “Для  привлечения молодежи в учреждения профессионального образования нужны срочные и достаточно жесткие дополнительные меры, — считает заместитель генерального директора по экономическим вопросам СООО “Марко” Елена Чикалова. — Один из вариантов решения — установить минимальный балл для зачисления выпускников базовой школы в 10-й класс и повысить проходной балл для поступления в вузы. И сделать все, чтобы молодежь увидела: рабочий высокой квалификации более востребован экономикой страны, чем специалист с высшим образованием”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter