Абитуриент, что у вас с языком? Точка, точка, запятая

Чтобы их правильно расставить, надо уделить внимание синтаксису и выучить правилаПроверка пунктуационных умений и навыков во время централизованного тестирования по русскому языку осуществлялась с помощью 8 заданий.
Задания по пунктуации участники выполнили хуже, чем по орфографии. Некоторое улучшение результатов наблюдается только при выполнении задания А16, направленного на проверку знания правил обособления второстепенных членов предложения. Однако в предложениях с обособленными членами, имеющими значение пояснения, процент ошибок довольно высокий: от 30 % до 53 %.
Трудности в овладении пунктуацией связаны не столько с усвоением самих правил, сколько с умением проанализировать определенную синтаксическую конструкцию, применить на практике знания по синтаксису. На основе анализа результатов тестирования можно утверждать, что многие ошибки связаны именно с недостаточно прочной теоретической подготовкой по синтаксису, неумением анализировать структуру предложения и незнанием пунктуационных правил.

Задание А15 было ориентировано на применение правила постановки тире в простом предложении.
Среди конструкций, вызвавших большое количество ошибок, следует, как и в прошлом году, отметить предложения, в которых глагол-связка в настоящем времени не пропущен. Например:
Театр —  есть сила, соединяющая в себе одной все искусства.
Количество неправильных ответов — 57,4 %.
l При повторении правила необходимо делать акцент на том, что все условия этой пунктограммы “работают” только при нулевой связке.

В задании А17 проверялась сформированность навыка  находить вводные конструкции, выделять их знаками препинания, а также умение отличать вводные слова и словосочетания от омонимичных им членов предложения или слов, которые никогда не бывают вводными.
Наиболее трудными для учащихся оказались конструкции, когда придаточная часть относится к слову, омонимичному вводному слову (Очевидно__ что более полное исследование возможно только в лабораторных условиях. — 54,4 % ошибок. Очевидно__ что в природу надо входить__ как входит каждый даже самый слабый звук в общее звучание музыки. — 48,3 % ошибок).

В задании А18 проверялись знание пунктуации в сложных союзных предложениях и пунктуационная зоркость, так как нужно было найти предложения без пунктуационной ошибки.
Задание выполнено немного лучше, чем в прошлом году, но все-таки оказалось одним из самых трудных в разделе “Пунктуация”. Наибольшее количество неправильных ответов связано с незнанием правил постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях:
1) если части имеют общий второстепенный член или общую частицу (Под ногами хлюпала размокшая болотистая почва да податливо оседал толстый слой мха. — 64 % ошибок.);
2) если в сложноподчиненном предложении с последовательным подчинением рядом оказались два подчинительных союза (до 65 % ошибок).
Трудны для абитуриентов также следующие конструкции: сложноподчиненные предложения с двумя главными частями и общей придаточной частью (до 46 %), сложноподчиненные предложения с однородным подчинением (до 59 %).

Задание А20, посредством которого проверялись знания о способах передачи чужой речи в грамматическом и пунктуационном аспектах, а также умение находить пунктуационные ошибки и нарушения грамматических норм, в этом году выполнено примерно так же, как и в прошлом.
Оно опять оказалось самым сложным в разделе “Пунктуация”. Затруднения у тестируемых вызывают прежде всего конструкции с прямой речью, разрываемой словами автора, и конструкции с вводным словосочетанием (предложением), указывающим на источник сообщения. Большое количество неправильных ответов связано с примерами на правила пунктуационного оформления диалога, а также с предложениями, в которых косвенная речь включала в себя частичную цитату. Много ошибок допущено в предложениях со стихотворной цитатой.
l Приступая к выполнению заданий по пунктуации, помните, что для успешного решения многих пунктуационных задач необходимо, во-первых, внимательно прочитать предложение, стараясь воссоздать его интонацию, во-вторых, найти грамматическую основу (основы).
l В простых предложениях нужно выделять осложняющие конструкции как являющиеся членами предложения (обособленные члены предложения, однородные члены предложения), так и грамматически не связанные с предложением (обращения, вводные слова).
l В сложном предложении важно правильно установить границы предикативных частей и характер отношений между ними.
l Имейте в виду, что в заданиях с установкой на поиск ошибки не следует искать “подвохов”, связанных с факультативными или вариативными знаками препинания, так как факультативные или вариативные знаки ошибками не считаются.
q
Для целенаправленной и интенсивной подготовки к централизованному тестированию по русскому языку издательство “Аверсэв” предлагает еще 16 пособий.
Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов. (Республиканский институт контроля знаний 2007).
Русский язык. Пособие для подготовки к обязательному централизованному тестированию. (О.Е. Горбацевич, Т.Е. Ратько, Т.П. Бондаренко). 5-е издание.
Русский язык. Экзаменационные тесты с комментариями и образцами выполнения для подготовки к централизованному тестированию. (О.Е. Горбацевич, Т.Е. Ратько). 2-е издание.
Русский язык. Типичные ошибки на централизованном тестировании. (О.Е. Горбацевич, Т.Е. Ратько). 2-е издание.
Централизованное тестирование. Русский язык. Тренировочные тесты. (Т.В. Балуш, В.Т. Иватович, Л.С. Мормыш, Т.А. Павлюченко) и другие.

Предлагаем вам одно из тестовых заданий для проверки собственных знаний. В каких предложениях правильно оформлена чужая речь? (в скобках указано количество ошибочных ответов на централизированном тестировании).
1) “Эй, сорванцы! — Резко и повелительно крикнул Вадим. — Сейчас же слезайте!” (43,3 %)
2) Мы спросили проводника, что не опаздывает ли наш поезд. (23,2 %)
3) “Что вы думаете о джазе, господин Стравинский?” — “То же самое, что и двадцать лет назад”. — “А как вы относились к джазу двадцать лет назад?” — “Я не помню”. (40,6 %)
4) По мнению Аристотеля: “У кого есть друзья, у того нет друга”. (59,9 %)
5) Сонет заканчивается мыслью о близком человеке, в дружбе с которым Шекспир находил смысл своего существования:
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня. (40,3 %)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter