«А завтра взойдешь в поле хлебом…»

На сколько  лет  Клецк  старше  Москвы и  чьи  следы  остались  на  его  исторической  мостовой

На сколько  лет  Клецк  старше  Москвы,  чьи  следы  остались  на  его  исторической  мостовой,  почему  Виктора  Худовца  тянет  на  военные  погосты,  а  Лилию  Старостенко     на  лекарственные  луга  и  что  нашли  корреспонденты  «Р»  у  400-летнего  дуба?

Когда он уточнил, что родом  из огненной кировской деревни Казуличи, мы поняли, зачем индивидуальному предпринимателю Виктору Худовцу понадобилось восстанавливать затерянные могилы партизан и воинов. Дело в том, что когда отец Виктора вернулся в родные Казуличи с фронта, то увидел на их месте только обуглившиеся головешки. Все жители  вместе с многочисленной родней Худовца сгорели в том страшном огне. На Кировщине таких скорбных сестер Хатыни много. А тамошняя деревня Борки и вовсе самая крупная из сожженных белорусских деревень. Так что у жителя Клецка свой давний счет той проклятой войне. И он не устает отдавать последний долг ее павшим героям и украшать землю своими руками и своим ремеслом…

Мы познакомились поближе, и Виктор Федорович подарил на память свою книжку поэзии «У святой цiшынi», где есть такие строки:

Сольешься с землею и небом,

Во мраке зажжешь фонари,

А завтра взойдешь в поле хлебом,

Чтоб частью быть новой зари…

Вдохновением, которое черпает поэт-самоучка, его подпитывает вторая родина — клецкая земля. И нас не оставила она равнодушными…

Еще бы, Клецк не просто   городок примерно в 20 километрах от Несвижа. Он яркая историческая страница и бойкий перекресток столетий. Начало биографии — 1127 год, до возникновения Москвы еще пару десятков лет! Кто только не оставил следов на здешних мостовых и окрестных землях: и великие  литовские князья, и польские короли, и казаки русского воеводы Хованского, и шведы. Здесь «белорусский Вольтер» Сымон Будный написал свой знаменитый «Катехизис» — первую книгу на белорусском языке, изданную в Несвижской типографии, а повстанцы Кастуся Калиновского померялись силой с царскими жандармами. 17 сентября 1939 года части Красной армии освободили город от белополяков, и в январе 1940 года он стал райцентром тогдашней Барановичской области Белорусской ССР…

Словом, в фондах музея истории Клетчины, как нам рассказала его директор Марина Леоненя, более 8 тысяч экспонатов, и их продолжают находить при застройке исторического центра. Правда, самих архитектурных памятников прошлых столетий здесь сохранилось всего ничего: православная церковь,  явно спроектированная когда-то под костел, да уцелевшее здание царского госпиталя, где сейчас управление жилкомхоза района.

Пожалуй, еще дуб – могучий исполин, которому дают все четыре столетия, многое и многих повидал на своем веку. 23 метра высотой и более пяти – в обхвате, он не случайно стал вторым в конкурсе «Семь чудес света Минской области». Сейчас к молчаливому свидетелю времени любят наведаться молодые пары, чтобы зарядиться его волшебным здоровьем и неиссякаемым, несмотря ни на что, природным оптимизмом. Не скроем, попытались заполучить эти бесценные лекарства и мы, в два обхвата прижавшись к шершавой дубовой коре…

— Дерево обнять – у него силы занять, — так примерно прокомментировала нашу попытку заведующая райаптекой Лилия Старостенко, когда мы заглянули в ее популярное не только в райцентре медучреждение. – И в травах тоже огромная целебная сила кроется.

Почти сорок лет работает в аптеке Лилия Никитична, и за это время сделала клецкую аптеку известной далеко за пределами района. Из Минска приезжают к опытнейшему провизору-фитотерапевту за наборами трав, чтобы обрести здоровье. Каждому, считает Л. Старостенко, необходимо подобрать индивидуальный растительный состав. И вообще, на ее взгляд, за травами будущее. Как ни странно, сюда, в аптеку, иногда минуя поликлиники, приходят за консультацией люди. В какой-то мере она объясняет это тем, что к врачам маленько подрастерялось доверие. Жители Клецка так и говорят: «Пойдем к Никитичне, она назначит, подберет травку и вылечит…»

И у главы многодетной семьи Славинских – Вячеслава — свое, особое мнение о здоровом образе жизни. Для детей, прежде всего. Их у Вячеслава с Валентиной пятеро своих и трое приемных, в общем, все – родные. Так вот, на подворье вокруг своего дома они выращивают и собирают клубнику ведрами, всю ее съедают дети, в хозяйстве держат более 20 поросят, козу, нутрий, кроликов и гусей. В бане, которая у них тоже своя, любят не только помыться, но и в снежке искупаться, словом, подзакалиться. А еще…

— Знаете, мы хотим еще больше детей, — встретив нас у калитки дома, сообщили неожиданную новость и без того многодетные супруги. — Места всем хватит, тем более что в планах у нас – построить еще один дом, на берегу озера, и там, в этом заповедном, экологически чистом местечке, организовать агроусадьбу. Перспективное для имиджа страны дело, и для семьи доход. 

Мы провели в этой дружной семье пару часов, и все это время Валентина восхищенно отзывалась о каждом своем ребенке, старшему из которых – Насте — уже 20 лет, а младшей Жене всего полтора годика. А когда пошла провожать нас, то на прощание, как бы между прочим, произнесла фразу, которая, конечно, сплошной экспромт, но очень достойна увековечения: «Я уверена, что белорусская нация будет жить и процветать за счет детей».

Обо всех клецких встречах, многие из которых нам помог организовать лично председатель Клецкого райисполкома Анатолий Бойко, увы, не расскажешь, часть из них запечатлена на снимках, кое-что – в этих строчках. Но вот об этой, в завершение, хочется – поподробнее.

Иван Плакса – коренной житель Клецка. По профессии – автомеханик. По характеру – трудоголик. По менталитету – патриот своей малой родины. Иван еще в далекие теперь 80-е годы начал заниматься своим делом, предпринимательством то есть. Со временем открыл магазинчик, торговал аккуратно и честно. Но одолела его увлечение к любимому делу, не давала покоя профессиональная страсть к автомобилям. Оборудовал Иван Плакса мастерскую по обслуживанию транспорта, занялся грузоперевозками. Приобрел даже длиннющий лимузин, от молодоженов заказы уже расписаны до конца года.

— Налоги, как говорится, плачу исправно, мне чужого не надо, только свое, заработанное, — показывает небольшую мастерскую Иван. – И знаете, тянет самого к машине, иной раз возьму инструмент – любую, самую сложную поломку могу устранить. Эти вот руки свою работу не забыли.

Об одном только промолчал предприниматель из Клецка. Это и понятно: добродетель предпочитает тишину. Помогает Иван Плакса, и хорошо помогает, материально и детдому, и школе, и дому престарелых. Долгом своим считает и эту заботу, потому что не может спать спокойно, когда есть люди, нуждающиеся в ней.

Не о таких ли, как Иван Плакса и его искренние земляки, написал те строчки местный поэт Виктор Худовец, для которого Клетчина стала вторым родным домом. И который тоже не устает жить неравнодушно.

Помните: «А завтра взойдешь в поле хлебом…»

До завтра, стало быть!

На снимке: центральная часть города.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter