А за товар ответишь...

В   Беларуси   вводится   ответственность   импортеров   за   качество  продукции

В   Беларуси   вводится   ответственность   импортеров   за   качество  продукции 

Не только  продавцы, но и сторонние специалисты уверены: белорусское законодательство потребительского права сегодня — одно из самых жестких в мире. Впрочем, после подписания главой государства Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей» взаимоотношения между потребителями, производителями и продавцами могут еще больше ужесточиться. По статистике, жалобы на некачественный импортный товар составляют не менее 70 % обращений, поступающих сегодня в профильные ведомства и организации. В этой связи разработчики документа посчитали, что ответственность за качество товаров, помимо вышеперечисленных «персонажей», должна распространяться еще и на поставщиков. 

Почувствуйте  разницу 

Закон «О защите прав потребителей» был принят в далеком 1993 году, когда покупателей больше интересовала возможность приобретения конкретных товаров, а лозунг «Потребитель всегда прав» воспринимался как шутка. Однако со временем поправки и дополнения, вносимые в этот документ, сформировали серьезный инструмент контроля над розничным рынком. По ныне действующей редакции закона «О защите прав потребителей», принятой в 2002 году, покупатель вправе предъявлять претензии по качеству и безопасности товара только продавцу или изготовителю товара. Однако законопроектом, подписанным на прошлой неделе, круг ответственных перед потребителем лиц оказался существенно расширен. В новый перечень попали поставщики, в том числе и импортеры, официальные представители продавца, изготовителя или поставщика (дилеры), гарантийные мастерские, а также те, кто обычно в случае спорных потребительских вопросов традиционно оказывался не у дел,— ремесленники, граждане, торгующие на рынках и в иных местах не более 60 дней в году, а также специалисты, оказывающие услуги агроэкотуризма. «Мы предложили дополнительно возложить ответственность за качество поставляемого и реализуемого товара на поставщиков и импортеров, — поясняет начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова. — Сейчас в Беларуси установлено, что потребитель имеет право предъявить претензии из-за некачественного товара продавцу в течение двух лет, изготовителю — в течение срока службы товара. А если неизвестно, где продавец и изготовитель? В связи с новшеством повысится ответственность импортеров за качество поставляемого товара, возможно, они перестанут поставлять бросовый товар». 

В Минторге считают, что эти меры должны положительно отразиться на дистанционной торговле, и в первую очередь на продаже товаров через Интернет-магазины. Цепочка поставщик—продавец—покупатель в своем первозданном виде в данном случае отсутствует, и нередки случаи, когда обиженный приобретением некачественного товара покупатель попросту лишен возможности предъявлять кому бы то ни было претензии. Найти «крайнего» теперь будет значительно легче… 

Оговорены поправками к Закону «О защите прав потребителей» и другие новшества для Интернет-торговцев. Прежде всего уточнен перечень обязательной информации, которую они должны будут предоставлять о товаре. Так, при реализации товаров через Интернет-магазин на его сайте в обязательном порядке должна будет размещаться информация об изготовителе, основных потребительских свойствах товара, гарантийных сроках, цене и условиях оплаты, сроках и условиях доставки товара. Предположительно, это отвадит от работы на рынке недобросовестных продавцов, которых в последнее время в белорусском сегменте Интернета появилось немало. Правда, вопрос контроля за соблюдением новых требований пока остается открытым: торговцы, работающие в «он-лайне», редко оказываются в зоне досягаемости буквы закона. Ведь для того, чтобы контролирующие органы могли предъявить свои претензии, нужно, как минимум, знать, где в настоящий момент находится владелец Интернет-магазина. 

Впрочем, для потребителя особых неудобств новое законодательство доставить не должно – оно направлено исключительно на защиту его прав. Через шесть месяцев, когда новый закон вступит в силу, он будет вправе предъявить поставщику либо дилеру «требования замены или ремонта некачественного товара, а также возмещения расходов по ремонту в случае банкротства продавца, приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце либо нахождения его за пределами Беларуси». «Если же они не смогут выполнить такие требования, то потребитель вправе потребовать у них возврата уплаченных денег. Такой подход, кстати, законодательно оформлен не только в нашей стране, но уже  и в других государствах, например, в Российской Федерации», — резюмирует главный специалист Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга С. Войцеховская. 

Правда, при этом до конца не ясно, по какой цене принимать некачественный товар от потребителя. Ведь та стоимость, по которой товар физическим лицом приобретен, может значительно отличаться от цены, по которой товар продан импортером. 

Лучшая  защита — это  нападение 

Кстати, в новом законодательстве есть и другие спорные моменты. К примеру, там оговорено, что «изготовитель (поставщик) обязан обеспечить не только ремонт и обслуживание ввезенного технически сложного товара, но также выпуск и поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение 10 лет со дня продажи». Продавцы бытовой техники соглашаются с тем, что мера эта необходима, но результат ее введения может оказаться весьма негативным. Фактически в ближайшие несколько лет с прилавков могут исчезнуть товары с малознакомыми брендами, а также продукция тех торговых марок, владельцы которых не пожелают рассматривать Беларусь в качестве региона, интересного для их торговой экспансии. Вскоре рынок может прийти к забавному состоянию: нет официального представительства – нет и товаров на полках магазинов. Специалисты не исключают, что с рынка исчезнет не только невразумительная китайская продукция, но и бытовая техника и электроника, относящаяся к премиум-сегменту. Продажи этих товаров в нашей стране пока еще не настолько значительны, и западные компании редко не рассматривают нашу страну как серьезную торговую площадку, достойную открытия представительства. 

Есть и еще одна негативная сторона. Как отмечают продавцы, новые подходы к решению потребительских споров в итоге могут стимулировать и недобросовестных граждан. Конечно, подавляющее большинство покупателей до сих пор не готовы отстаивать свои права в суде. Но угрожать продавцу «расправой» могут многие. Они заявляют, что защищают свои права, а сами продавцы называют действия истцов потребительским «экстремизмом» или даже потребительским «рэкетом». После принятия поправок в Закон «О защите прав потребителей» давление на продавцов может только усилиться. 

Продавцы восприняли нововведения по-разному. Самое главное последствие для них — рост числа судебных исков по статье «продукт ненадлежащего качества». Это значит, что продавцам, производителям и импортерам продукции придется, как минимум, вводить дополнительные штатные единицы юристов и инженеров по гарантии. Хотя, как отметили в одной из компаний-поставщиков электробытовой и компьютерной техники, скорее всего, на деле импортеры будут включены в цепочку ответственных за качество товара лишь номинально. Потребители по-прежнему будут обращаться с претензиями по качеству товара к непосредственным продавцам, потому что они ближе, и к  производителям, потому что с ними проще будет договориться. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter