А ввоз и ныне там...

ПРОИЗВОДИТЬ в своем Отечестве качественные потребительские товары, чтобы не тратить деньги на заграничные — одна из главных целей белорусской экономики, которую она пытается достичь не первый год (к слову, за минувшие десять лет Беларусь реализовала около 1,5 тысячи импортозамещающих проектов). В 2012 году Минэкономики планирует отказаться почти от двух третей некритического импорта. Задача сложная, тем более что в условиях, когда заработало Единое экономическое пространство, промышленность, торговля и сельское хозяйство республики вынуждены пересматривать свою стратегию.

Как добиться замещения 60 процентов импортных товаров?

ПРОИЗВОДИТЬ в своем Отечестве качественные потребительские товары, чтобы не тратить деньги на заграничные — одна из главных целей белорусской экономики, которую она пытается достичь не первый год (к слову, за минувшие десять лет Беларусь реализовала около 1,5 тысячи импортозамещающих проектов). В 2012 году Минэкономики планирует отказаться почти от двух третей некритического импорта. Задача сложная, тем более что в условиях, когда заработало Единое экономическое пространство, промышленность, торговля и сельское хозяйство республики вынуждены пересматривать свою стратегию.

Постановление Правительства, в котором перечислена номенклатура импортозамещающих товаров и объемы их производства — от LCD-телевизоров и стиральных машин до обуви и шоколадных яиц — выглядит странным. Предприятия — не неразумные дети! И если до сих пор та или иная позиция не замещается, значит, на то есть причины (поэтому и можно говорить, что информация об импорте — по сути, готовое маркетинговое исследование). Можно довести план, надавив на административный рычаг, — выпустить тысячу скакалок или подгузников. Но где гарантии закупок? Где финансовые обязательства государства в виде освобождения от налогов, например, как это практикуется в Южной Корее, Китае, Сингапуре, Индонезии?

Президент был прав, когда критиковал Академию наук: нельзя тратить бюджетные деньги на все проекты подряд — от нанотехнологий до фармацевтики и металлургии. Необходимо определить приоритеты. Очевидно, что ряд товаров белорусского производства все равно будет дороже ввезенных из-за рубежа. Причины — в импортном сырье, «синдроме развитых стран», от которого «страдает» в том числе и Беларусь: из-за высоких социальных гарантий себестоимость продукции выше, чем в развивающихся странах (недавно посетил Юго-Восточную Азию — средняя зарплата там до 100 долларов, нет бесплатного образования, медицины). К тому же технологии на некоторых наших производствах не обновлялись лет 20—25.

Чтобы добиться положительного внешнеторгового сальдо, нам нужно правильно расставить акценты. На мой взгляд, среди перспективных для Беларуси направлений главная роль принадлежит логистическим услугам: как простому транзиту — воздушному, железнодорожному (эффективность подтверждает высокая рентабельность «Белаэронавигации» и БелЖД), автомобильному, так и возведению инфраструктуры — созданию логистических центров. Второе направление — сельское хозяйство, но в ближайшее время нужно в три раза сократить дотации. А это непростая задача, учитывая зависимость сектора от бюджетных «вливаний». Машиностроение — также перспективно, хотя мы вступаем в прямую конкуренцию с автогигантами России, что уменьшает шансы Беларуси стать еще одной сборочной площадкой автомобилей. Все же наш потенциал — не в технологиях, а в людях, инженерах, техниках. Та же Россия страдает от нехватки кадров и наверстает отставание не раньше чем через 3—4 года. Медицинские, образовательные и IT-услуги — в этом Беларусь также сильна.

Заявленная стратегия выглядит привлекательно — тесное сотрудничество с транснациональными корпорациями, координация выпуска продукции в масштабах страны, увеличение степени локализации производства.

Но не стоит думать, что мы избавимся от импорта очень быстро: окупаемость инвестиций в промышленности занимает 5—7 лет, в энергетике — 15—20. К тому же теперь мы играем по правилам ВТО и ЕЭП: хотя переходный период и распространяется до 2015 года, меры господдержки теперь необходимо согласовывать с партнерами — Россией и Казахстаном, — а степень вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования — уменьшить.

Иными словами, импортозамещение как проект государственного масштаба не будет развиваться без структурного реформирования экономики. И привычная для нас опора на административный ресурс — не панацея.

Георгий ГРИЦ,

кандидат экономических наук, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter