В Витебске откроется XXVI Международный фестиваль современной хореографии — IFMC–2013

А все-таки они вертятся

Сегодня в Витебске откроется XXVI Международный фестиваль современной хореографии — IFMC–2013...

Сегодня в Витебске откроется XXVI Международный фестиваль современной хореографии — IFMC–2013. Лысые подвижные мальчики, с крепким шарнирным телом девочки разольют в воздухе чувственные абстракции, увлекут хитрыми вариациями переплетения друг с другом. Насмотренный витебский зритель не шелохнется, никто не покинет зал, не станет плевать в сторону сцены: «Срамота!» Для феста с такой длиннющей историей, как IFMC, говорящее тело давно стало обыденностью: хоть к брусчатке его прибивай, хоть на камеру снимай в макрорежиме.

По сути, каждый новый форум — это дайджест лучших трупп и постановок, которым доверяют организаторы и зрители. Здесь ежегодно в программе есть пермская труппа «Балет Евгения Панфилова». Прижился и Раду Поклитару со своим коллективом «Киев–модерн балет». Эти танцевальные компании гастролируют в Витебске на правах суперзвезд. «Панфиловцы» не в первый раз везут «Ромео и Джульетту» и «Клетку для попугаев». Раду Поклитару и вовсе в этом году возглавит жюри танцевального конкурса, станет летать по Витебску в роскошных шубах а–ля Сергей Дягилев, курить сигару и почти наверняка будет ругать белорусские коллективы за отсутствие смелости и оригинальной мысли.

В этом году, мы помним, конкурс проводится национальный (по четным годам — международный). К участию в видеотуре свои заявки подали 22 коллектива, но половина из них, по словам директора IFMC Марины Романовской, никуда не годятся:


— У меня такое ощущение, что двадцати шести с лишним лет и не было. Потому что работы присылают на конкурс, к современной хореографии не имеющие ни малейшего отношения. Если несколько лет назад я просто предлагала: мол, приезжайте сюда и посмотрите, что из себя представляет фестиваль в Витебске. И тогда люди, бывало, вдохновлялись этим направлением и впоследствии давали интересные работы. Мне кажется, что в XXI веке никому не надо объяснять, что такое contemporary, что такое современный танец. И если у человека нет представления, то с этим ничего нельзя поделать. Был ряд заявок, которые мы просто отклонили.


Спешу порадовать Марину Геннадьевну и обратить ее внимание на те несомненные прорывы в жанре, которые бы не случились без IFMC и того молота, которым фестиваль бьет в одну точку столько лет. Как и в прошлом году, приятным бонусом от Витебска стал вечер современного балета в Большом. В воскресенье в Минске показали уже упомянутую «Клетку для попугаев» и дивной красоты, высокотехнологичный спектакль «Цербер» израильской труппы «Фреска». Аншлаг в этот вечер с ценой билета под миллион белорусских рублей лично меня порадовал. К новой хореографической лексике привыкает не только минская публика, но и танцоры Большого. Это очевидно. Намедни здесь представляли собственно премьеру «Шесть танцев», где белорусские артисты балета показали высокий класс в освоении постановки всемирно известного хореографа Иржи Килиана. Большой театр, между прочим, заплатил немалые деньги, чтобы выкупить права на эту килиановскую модерновую штучку. Над минской версией спектакля работали постановщики Сергей Кузнецов и Ольга Костель, завсегдатаи витебского IFMC.


Еще одна верная «слушательница» витебского фестиваля, хореограф и актриса Купаловского Ольга Скворцова, медленно, сложно, но все–таки протаскивает в драматический театр элементы contemporary. Под дудку Скворцовой, например, пляшут герои «Раскиданного гнезда» Янки Купалы в РТБД (сама Ольга исполняет одну из центральных ролей, и где не хватает слов, выражает себя через танец). Ей доверил ставить хореографию и корифей Борис Луценко в своих спектаклях «Загадочный визит» и «Оракул?..». С высоты своего опыта Борис Иванович, видимо, справедливо считает, что опытная фестивальная птичка Ольга может подобрать универсальный пластический ключ и к Дюрренматту, и к Макаенку. И таки подбирает.


Заматерел, звездой всех vip–вечеринок и корпоративов стал Дмитрий Залесский и его коллектив «D.O.Z.S.K.I.» Наверняка у витебского хореографа Дианы Юрченко сформирована своя фан–группа, ее постановок ждут. Пожалуй, в этом году впервые к национальному конкурсу мы подходим спокойно и уверенно: здесь представлены все областные центры. Что там сейчас танцуют в Бресте или Гомеле, какими формами упиваются? Очень интересно.


Завтра в гостевой программе фестиваля спектакль «Едоки». Совсем свеженькая работа московского Театра–студии современной хореографии. Критики аттестуют постановку умопомрачительной. Спектакль рожден под воздействием живописи и писем Ван Гога: его «Едоки картофеля» дали название этому 45–минутному брутальному, чисто мужскому действию. Оно разворачивается среди типичного вангоговского реквизита (стол, стулья, подсолнухи) и грубо оструганных досок, с помощью которых танцовщики будут выстраивать сценическое пространство и художественные метафоры. Будем надеяться, обойдется без тренда сезона — членовредительства. Впереди целая фестивальная неделя — завершится IFMC в воскресенье раздачей призов, поэтому лучше всего беречь силы, сохранять ясность мысли и доброе расположение духа.


Советская Белоруссия №218 (24355). Среда, 20 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter