Почему отцов необходимо активнее вовлекать в ответственное родительство

А вот и папа

Термин “отцовство” давно шагнул за пределы роли единственного добытчика и защитника семьи. Многочисленные исследования доказывают: мужчины, состоящие в близких и доверительных отношениях со своими детьми, чувствуют себя намного счастливее, живут дольше, имеют меньше проблем со здоровьем и более продуктивны на работе, чем представители сильного пола, которые с большим трудом вспоминают возраст своего ребенка и в каком классе он учится.

Фото Getty Images

Вместе с тем проведенный в Беларуси анализ участия супругов в выполнении работы по дому и обязанностей по уходу за детьми показывает неравное разделение обязанностей. Нагрузка на женщин в организации домашнего быта и воспитании потомства намного выше, а в декретный отпуск по уходу за малышами до трех лет по-прежнему уходит всего 1% отцов. Такое положение дел оценивается мужем и женой как преимущественно удовлетворительное, хотя женщины в значительно большей степени недовольны подобным распределением ролей. Беседуем с координатором программной деятельности ЮНФПА (Фонд ООН в области народонаселения) в Беларуси Ольгой Лукашковой о том, почему назрела необходимость привлекать мужчин к ответственному родительству.


— В 2017 году в Беларуси при технической поддержке ЮНФПА и ЮНИСЕФ и при финансовой поддержке правительства России было проведено любопытное исследование по международной методологии программы “Поколение и гендер”, — рассказывает специалист. — В результате выяснилось, что больше половины респондентов высказались за то, что и мужчине, и женщине важно наравне участвовать в работе по дому и заботе о детях. Однако при этом больше 76% опрошенных мужчин и женщин все-таки отметили, что представительницы прекрасного пола лучше справляются с этими обязанностями. О чем это говорит? О том, что у нас есть масса возможностей вовлечь мужчин и в ответственное отцовство, и в быт семьи. По сути, они готовы брать на себя ответственность, помогать женам или партнершам, но пока просто не слишком хорошо понимают, как это делать. Потому и отмечают, что женщины справляются лучше. Все-таки многовековой опыт дает о себе знать.

— Тем не менее неоплачиваемый домашний труд (тот же уход за ребенком, престарелыми или больными родственниками) в большинстве стран мира воспринимается как второстепенная работа. Здесь вряд ли кому-то придет в голову соперничать за “высокую должность”.

— Да, к сожалению, никто сегодня не считает экономические выгоды, которые несет выполнение этих обязанностей. Но как бы мы ни призывали мужчин активнее включаться в домашнюю работу, в семейные будни, в воспитание детей, нужно понимать одну простую вещь: супруги всегда выбирают более выгодный для себя вариант. По данным Белстата, разрыв оплаты труда женщин и мужчин составляет 21,5%. При этом значительно больше женщин работает в сферах обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания. То есть это традиционно более низкооплачиваемые рабочие места. Мужчины же сконцентрированы в достаточно доходных сферах — промышленность, ИT-индустрия и т. д. Большинство руководителей предприятий, особенно частной формы собственности, — опять-таки мужчины. Понятно, что при таком раскладе вопрос, кто остается дома с ребенком, а кто идет на работу и обеспечивает семью, даже не поднимается.

При этом обратите внимание на существенный нюанс: образовательный потенциал женщин в Беларуси несколько превышает мужской. Согласно исследованию “Поколение и гендер”, доли респондентов с высшим образованием в структуре женского и мужского населения на момент опроса составляли соответственно 33,8% и 29,9%, со средним специальным — 37,5% и 33,6%. Получается, государство вкладывает средства в образование женщин, но многие из них впоследствии не могут реализовать свой потенциал, поскольку вынуждены нести на себе груз неоплачиваемой домашней работы, которая попросту не оставляет ни сил, ни времени на карьеру и самореализацию.

— Есть еще один важный момент, который влияет на то, что мужчины не в состоянии в полной мере воспользоваться своим правом как можно больше времени проводить с детьми: подобная инициативность недостаточно поощряется в обществе. Вроде законодательно прописали возможность, а что на деле?

— Пока мы только идем к этому. Да, сегодня любой член семьи имеет право оформить декретный отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, однако те составляющие, о которых мы только что говорили, привели к тому, что эта цифра — 1% отцов-”декретников” — остается неизменной уже на протяжении нескольких лет. Причем сюда ведь входят не только сознательные папы, решившие таким образом принять участие в воспитании потомства, но и мужчины, которые в силу жизненных обстоятельств вынуждены в одиночку растить малыша, например, вдовцы. Часто это дедушки, решившие таким образом помочь дочери, чтобы она не бросала учебу в вузе или продолжала зарабатывать деньги, ведь прожить только на пенсию и детское пособие сложно.

Рисунок Олега Попова

— Чтобы выросло количество именно сознательных пап, оформляющих декретный отпуск добровольно, а не под гнетом жизненных обстоятельств, нужно сделать так, чтобы активное участие мужчин в воспитании детей не сказывалось в худшую сторону на профессиональном росте и на заработной плате. Реально ли это?

— Реально, если повысить престиж отцовства, как это сделали в странах, где супруги охотно обзаводятся вторым и третьим ребенком. Приведу такой пример. Еще в 1970-е годы Швеция стала первой страной в мире, где “декретнику” (матери или отцу) оплачивали 180 дней отпуска по уходу за ребенком в размере 90% заработной платы. Родители могли сами решать, как распределить этот отпуск между собой. Однако долгое время мужчины расходовали только 0,5% времени декретного отпуска. Тогда в 1995 году помимо увеличения продолжительности отпуска по уходу за ребенком государство ввело первый “папин месяц”. Согласно этой реформе, если каждый из родителей брал хотя бы 30 “декретных дней”, то общая продолжительность отпуска по уходу за ребенком увеличивалась на месяц. Соответственно, у отцов появилась мотивация. Результат — сегодня в Швеции примерно четверть всех “декретных отпусков” остается за папами. Исследование, инициированное шведским институтом оценки политики рынка труда, показало, что каждый месяц, проведенный отцом в отпуске по уходу за ребенком, в будущем повышает размер заработной платы матери в среднем на 7%!

Есть и другие стимулирующие факторы. ЮНФПА уже в этом году будет инициировать в Беларуси запуск пилотного проекта по продвижению концепции рабочих мест, дружественных родителям, на базе десятка предприятий (как частной, так и государственной форм собственности), которые согласились на такой эксперимент. Эта модель распространена в скандинавском регионе, где сегодня самая высокая рождаемость в Европе. Она позволяет нанимателям улучшить эффективность работы сотрудников, обеспечить максимальный баланс семьи и карьеры, а также создать благоприятную психологическую обстановку в коллективе. Главная задача — привлекать и сохранять компетентных специалистов, профессионалов как мужчин, так и женщин.

Фото Татьяны Столяровой

Основной посыл этой концепции — не просто предоставить обоим родителям возможность брать отпуск по уходу за ребенком до трех лет (что сегодня закреплено законодательством), но со стороны топ-менеджмента предприятия поощрять это стремление. Как известно, во многих наших организациях подобная активность мужчин не слишком одобряется руководством. Нужно, чтобы было наоборот. Можно делать дополнительные стимулирующие выплаты таким сотрудникам, организовывать раз в месяц специальные сессии или совместные обеды по обмену информацией о положении дел в фирме (это очень важно для молодых отцов и матерей, которые оторваны от коллектива и могут со временем утратить свою квалификацию, “выпасть из обоймы”). В общем, предпринимать какие-то шаги, чтобы “декретники” видели и ощущали поддержку администрации.

— Но ведь процесс воспитания детей не заканчивается в тот день, когда малышей отдают в дошкольное учреждение, а мама или папа выходит на работу. Если уж мы говорим об активном вовлечении отцов, давайте задумаемся, какому руководителю придется по душе поведение мужчины-подчиненного, регулярно отпрашивающегося с работы, чтобы забрать ребенка из детского сада, или вынужденного уходить на больничный, чтобы сидеть с прихворнувшим чадом?

— Именно поэтому нужно развивать гибкий график занятости для молодых матерей и отцов, оказывать им конкретную поддержку в плане совмещения профессиональных обязанностей и семьи. Необходимо рассматривать родительство не как помеху, а как ценность. Да, сегодня для наших государственных организаций это проблема, поскольку они в гораздо большей мере, чем частные, “завязаны” на национальном законодательстве. Однако Трудовой кодекс не должен оставаться статичным, рано или поздно реалии времени вынуждают нас что-то менять.

В ТЕМУ

Отцовский отпуск является обязательным в 25 странах и считается инструментом продвижения ответственного родительства и повышения уровня вовлеченности отцов в процесс воспитания и развития детей. Журнал “Отдел кадров” собрал сведения о практике и нюансах предоставления отпусков по уходу за детьми в различных странах.

• В Исландии доля мужчин, ухаживающих за своими детьми, составляет 90%. Согласно исландскому законодательству, мужчина, у которого родился ребенок, может получить отпуск на 3 месяца наравне с женщиной. В это время ему выплачивается пособие в размере 80% его среднего заработка. Таким образом, оба родителя могут находиться с ребенком в первые месяцы его жизни. Плюс к этому отпуску мамам и папам полагается еще один 3-месячный отпуск. Родители сами решают, кто будет сидеть с ребенком, а кто работать.

• В Китае женщины имеют право на декретный отпуск сроком от 90 до 120 дней с сохранением полной зарплаты и других выплат. Причем чем старше молодая мама, тем длиннее отпуск. Китайские отцы тоже могут взять декретный отпуск такой же продолжительности.

Фото ЕРА

• В Португалии мамам полагается 4 месяца послеродового отпуска. Папа по закону обязан провести с ребенком 5 дней в оплачиваемом декретном отпуске. За нарушение своей обязанности отцу придется выплатить штраф.

• Испанским молодым мамам предоставляется 6 недель обязательного декретного отпуска. Если после этого времени женщины хотят вернуться на работу, папы могут пойти в декретный отпуск до 10 недель. И отцу, и матери выплачивается 100% зарплаты.

• В Канаде женщины могут уходить в декрет за 15 недель до родов и оставаться дома еще 35 недель после них. Причем отпуск по уходу за ребенком можно разделить между двумя родителями.

КСТАТИ

О том, насколько важно мужчинам активнее включиться в процесс воспитания детей, чтобы избавить женщин от “тавро” не котирующихся на рынке труда, свидетельствует исследование, проведенное МОО “Гендерные перспективы”. Согласно полученным результатам, 85% белорусов сталкивались с гендерной дискриминацией при устройстве на работу (89,6% женщин и 80,4% мужчин). При этом женщины чаще — в связи со своей ролью жены и матери, а мужчины — в связи с возрастом. Всего было опрошено 1298 респондентов, проживающих в различных регионах Беларуси.

По словам исследователя МОО “Гендерные перспективы” Елены Артеменко, ни одна из социальных групп не оказалась застрахована от ущемления прав. Но самыми уязвимыми стали замужние и незамужние женщины до 35 лет без детей, женщины с детьми до 10 лет и женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком. Риск дискриминации повышается у респондентов в возрасте 35—44 лет и у людей с высшим образованием.
Женщины в Беларуси хотят более активного участия мужчин в работе по дому и в воспитании детей. Многие мужчины готовы пойти на это при наличии более благоприятных условий в трудовых отношениях.
konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter