На открытии IV Минского международного Рождественского оперного форума показали премьеру Летучий голландец

А волны и стонут, и плачут

На открытии IV Минского международного Рождественского оперного форума показали премьеру «Летучий голландец»...

Что русскому — хорошо, немцу — смерть. Имеет ли эта поговорка смысл, если ее переиначить: что хорошо немцу, то русскому — труба? Не знаю. Для меня, по крайней мере, каждая встреча с музыкой немецкого классика Рихарда Вагнера — испытание. Процесс, требующий большой внутренней работы над собой. Вагнер, как океан планеты Солярис, который булькает, пенится, живет своей жизнью, лениво перекатывая в фиолетовой дымке горизонта свои волны. Проглотит тебя и не заметит. Как любое большое явление, он имеет как своих поклонников, среди которых было немало известных исторических личностей, так и противников. К поклонникам точно не принадлежу, мне милее Верди или Мусоргский. Тем не менее теперь Вагнера в жизни оперных фанатов стало больше. На открытии IV Минского международного Рождественского оперного форума показали премьеру «Летучий голландец». Осуществил ее немецкий режиссер Ханс–Йоахим Фрай. В 2012 году он поставил эту же вещь в далеком Улан–Удэ в Бурятском академическом театре оперы и балета. Так что не только «Сильву» современные постановщики могут поставить сразу в нескольких театрах, но и великое оперное наследие. Конечно, интересно было бы сравнить две постановки, но это из области фантазий. Почти таких же, которые обуревают героев оперы.


По мне, несмотря на точное, если не сказать дотошное следование традиции и бережное отношение к партитуре австрийского дирижера Майерхофера (на прогоне он даже позволил себе прикрикнуть то ли на музыкантов, то ли на кого–то из солистов), премьера получилась суховатой. Все расчерчено по клеткам с немецкой педантичностью. Режиссер с таким серьезным видом ставит эту, в общем, романтическую легенду — никакой лирикой тут и не пахнет. Немудрено, что даже матерых членов худсовета то и дело клонило в сон. Режиссеру не хватило отстраненности от материала. Немецкая рациональность обернулась довольно унылым чисто по театральным меркам зрелищем. Солисты поют на немецком языке, и кажется, что все силы у них уходят именно на то, чтобы не забыть слова. Смотришь эту трехчасовую оперу и понимаешь: что–то большое и чистое проносится мимо, но сердце не трогает. И остается легкое ощущение головокружения, вызванного качкой. Нет не то чтобы иронии, но даже намека на нее.


О призраках, вразвалочку сошедших на берег в поисках любви, нам рассказывают почти так же серьезно, как о реальных людях в программе «Жди меня». Понятно, что опера — искусство условное, но режиссер не озаботился никакими подпорками для исполнителей, не дал им ни одного шанса выкарабкаться из бытовой трактовки всего происходящего. Перед нами скорее «Остров сокровищ» или «Алые паруса», а не «Летучий голландец». В свою первую встречу прекрасная Сента и Голландец так пристально глядят друг на друга, не отрывая глаз, что сразу понимаешь: ничем хорошим эта встреча не закончится. А уж финал с растерянным хором, мечущимися героями и помостом в дыму заслуживает отдельных слов. Как и внезапно появляющаяся пара детей — мальчик и девочка, символизирующие, конечно же, Сенту и Голландца в детстве. Их чистоту и наивность. Как должны отреагировать на такой ход зрители, не пропускающие ни одной оперной премьеры? Видимо, дружно присвистнуть. Но на деле — лично я ощутил неловкость и за театр, и за Вагнера. «Пойду посмотрю на того чудака, который крикнул «Браво!» — услышал я из уст одного театрала после показа. Лучше и не скажешь.


Не хочется выглядеть филистером в глазах прогрессивной Европы и гнать волну негатива в спину постановочной группы. Нам, безусловно, нужны международные проекты. И в наших театрах должны ставить зарубежные постановщики со своими вкусом и мировоззрением. Но это ведь не значит, что иностранный постановщик — это обязательно гарантия качества. Да и кто вообще может дать гарантийный талон на спектакль, это же не стиральная машина.


Минск уже давно не такая альпийская деревня, как кому–то приятно думать. Что поделать, если на этот раз нам предложили вполне традиционное прочтение. Не самое худшее, что может поджидать в бушующем театральном море. Но! Хотелось белого стиха, а нас опять стали учить читать по слогам.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №237 (24374). Вторник, 17 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter