А ведь мог я стать Лучано Паваротти...

Продолжаем публикации авторских зарисовок известного белорусского барда Бориса Вайханского.

Полагаю, что нет нужды представлять любезному читателю имя великого итальянского тенора Лучано Паваротти. Что же касается автора этого литературного опуса, то упоминание его певческого имени, возможно, вызовет некое удивление у любителей серьезной музыки. И действительно, какое отношение имеет бард Борис Вайханский к оперному пению?


Но нет, господа ценители классического вокала, не торопитесь выносить свой строгий вердикт и навешивать ярлыки на «бедного» шансонье, обвиняя его в безголосости и профнепригодности. Была, была ведь когда–то попытка сделать из него человека, исполняющего арию Ленского или, на худой конец, князя Игоря. И кто знает, если бы смирил тогда свою гордыню господин Вайханский и просто попытался бы взять верхнюю ноту «до», то, может быть, сейчас не мотался бы он с гитарой по дальним странам, исполняя свои «сомнительные» песенки, а стоял у рояля во фраке и как человек пел свое O Sole Mio!


Кажется, мой читатель в замешательстве. Что за странная история, в которой нет никакой логики? Увы, я и сам не нахожу логики в событиях, о которых хочу поведать. Я просто расскажу вам старую добрую сказку о рыбаке и рыбке. И чтобы случайно по неосторожности не обидеть своим ироничным слогом одного очень «доброго» человека, я заменю его реальное имя придуманным.


В середине 90–х годов наш дуэт с Галиной был приглашен на работу в Белорусскую государственную филармонию. Наше появление в этом храме высокого искусства состоялось не случайно. Нас ждали там, поскольку наши имена уже кое–что означали в песенном мире. И хотя жанр авторской песни официально не был причислен к «лику святых», тем не менее тогдашний директор филармонии выразил надежду на долгое и плодотворное сотрудничество и поблагодарил нас за желание стать под его знамена.


Учитывая наши творческие заслуги и многочисленные победы на международных песенных конкурсах и фестивалях, нам присвоили звания солистов–вокалистов высшей категории в жанре камерного пения. Для людей, не посвященных в эту «тарификационную казуистику», хочу сказать, что понятие «камерный жанр» означает высшую ступень в оплате певческого филармонического труда и приравнивается к оперному пению.


Мы с головой ринулись в пучину концертной деятельности, подготовив несколько песенных программ. Кроме авторских произведений, в нашей интерпретации зазвучали стихи любимых отечественных и зарубежных поэтов.


Шли годы. Менялись директора. Но отношение к нам в филармонии по–прежнему оставалось уважительным и бережным.


И вот однажды в наш храм высокого искусства пришел новый директор с удивительно задорной фамилией Паяц.


Нет–нет, я вовсе не склонен делать лирическое отступление, разъясняя любезному читателю, что же такое отдельная личность в Истории, даже в такой маленькой истории, которую я вам сейчас рассказываю.


Тем не менее с появлением нового директора в филармонии началась самая настоящая гоголевская чертовщина. Поползли слухи о том, что назревает генеральная чистка кадров. Артистическая братия заволновалась. Откровенно говоря, мы смотрели на всю эту лихорадку с любопытством. Предстоящая сдача экзаменов на профессиональную пригодность казалась нам сущим пустяком.


Новый директор ни с кем из артистов лично не встречался, но буквально все работники филармонии стали получать невесть откуда взявшиеся, как это у Высоцкого в песне, «сплетни в виде версий». Какие–то весьма осведомленные персонажи из числа приближенных к господину директору стали нашептывать нам, стыдливо опустив глаза, что у их начальника, листающего наши личные дела, вырвался благородный гневный крик: «А что делают барды в моем учреждении? И вообще, какое отношение имеет этот сомнительный песенный жанр к высокому искусству?»


И вот в один прекрасный день нам сообщили, чтобы мы готовили песенную программу длиною в 45 минут, которую необходимо будет показать «высокой» комиссии, а уж та решит нашу судьбу. Мы весело козырнули, и буквально к концу дня программа была составлена.


Чтобы не утомлять комиссию песнями на свои музыку и стихи, мы заявили к прослушиванию произведения, вошедшие в золотой фонд отечественного и мирового песенного искусства. Рядом с музыкой Микаэла Таривердиева, Исаака Шварца и Геннадия Гладкова стояли песенные шлягеры на мелодии Френсиса Лея и Жозефа Космa. Поэтическая сторона этих композиций была также безупречна. Ну кто осмелился бы бросить камень в поэзию Марины Цветаевой, Жака Превера, Булата Окуджавы, Владимира Короткевича?


Но не успели мы даже перевести дыхание, как нам сообщили, что господин директор недоволен тем, что мы будем петь вдвоем.


— Вайханские у меня проходят как солисты–вокалисты, — сказал строгий директор. — Вот пусть и сдают две программы по отдельности друг от друга!


Мы, конечно, раскрыли рот от удивления, но, поразмыслив, решили: а почему бы и нет? Даже интересно. Песенного материала хватает с лихвой. Через час на директорский стол легли две новые программы.


Прошло совсем немного времени и нам вновь позвонили. У секретаря был совершенно перепуганный голос.


— Борис Семенович, не велите казнить! Велите слово молвить! — лепетал секретарь. — Уж не знаю, как и сказать! Но директор распорядился вам с Галиной Владимировной подготовить другие программы, соответствующие вашей тарификации.


— Что сие означает? — спросил я. — Уж не хочет ли господин директор, чтобы мы пустились в пляс перед комиссией?


— Ну что вы! — хохотнул секретарь. — Речь идет лишь о том, чтобы вы пели оперные арии, поскольку вы являетесь солистами–вокалистами камерного жанра. А ваш жанр приравнивается к оперному пению.


— Вы, надеюсь, шутите? — изумился я. — Или, может, господин директор решил наконец–то соответствовать своей фамилии?


— Бог с вами! — грустно прошептал секретарь. — Увы, но господин Паяц совсем не паясничает!


Сложившаяся ситуация странным образом стала напоминать сказку А.С. Пушкина про старика и золотую рыбку, где мы выступали в роли этой самой рыбки, которая должна была выполнять бредовые желания некоей сумасшедшей старухи.


Мы уже прекрасно понимали: нас откровенно провоцируют на уход по собственному желанию. Цепляться за обломки корабля, захваченного вероломным пиратом, было противно...


С тех пор прошло много лет, и ко мне все чаще стали приходить странные мысли. А может быть, директор действительно преследовал благие намерения, пытаясь дать нам новую артистическую жизнь? Не взбрыкнули бы мы тогда — и родился бы новый Лучано Паваротти, а с ним заодно и Монтсеррат Кабалье. И пели бы мы сейчас настоящую серьезную музыку, за которую так ратовал великий реформатор с задорной фамилией.


Кстати, в должности директора господин Паяц продержался совсем недолго, но дров наломал изрядно. Грустная память о нем все еще живет в сердцах артистических. А мы его вспоминаем с нежностью. Дай Бог ему здоровья!..


А ведь мог я стать Лучано Паваротти

И прославить Родину свою!

А теперь при всем честном народе,

Как паяц, шутить не устаю.

Может, не вписавшись в повороте,

Я б не в рай влетел, а прямо в ад.

Но влетел бы я, как Паваротти,

А не «безголосый» скромный бард.

Ел бы я икру на бутерброде,

Ус мочил в изысканном вине...

Но не стал я, братцы, Паваротти.

И страна не вспомнит обо мне!

Борис ВАЙХАНСКИЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter