А. В. Суворов: «Потомство мое, прошу брать мой пример...»

21 августа этого года исполнилось 70 лет созданию суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ

21 августа этого года исполнилось 70 лет созданию суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ

Начальным этапом в их истории стало опубликованное 21 августа 1943 года Постановление СНК и ЦК РКП(б) № 901«О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором наряду с другими мерами было предписано: «Для устройства, воспитания и обучения детей воинов Красной армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать… девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек...»

В постановлении указывалось, что суворовские военные училища «имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование...».

Хотя о создании военно-морских заведений, подобных суворовским, в постановлении не было ничего сказано, приказом Наркома ВМФ адмирала флота Кузнецова Н. Г. от 16 октября 1943 года было решено создать Тбилисское Нахимовское военно-морское училище.

К концу 1943 года были открыты Краснодарское СВУ в Майкопе, Новочеркасское СВУ в Новочеркасске, Сталинградское СВУ в Астрахани, Воронежское СВУ в Воронеже, Харьковское СВУ в Чугуеве, Курское СВУ в Курске, Орловское СВУ в Ельце, Калининское СВУ в Калинине, Ставропольское СВУ в Ставрополе. Кроме того, для детей пограничников были созданы два суворовских военных училища – Ташкентское и Кутаисское.

19 декабря всем СВУ торжественно вручили боевые знамена.

1 января 1944 года открылось Тбилисское НВМУ.

Через год СВУ были открыты в Горьком, Куйбышеве, Саратове, Казани, Тамбове и Туле, а в Ленинграде и Риге – нахимовские военно-морские училища. Всего в тяжелые годы войны было создано 15 суворовских военных училищ, два суворовских военных училища войск НКВД (пограничные) и три нахимовских военно-морских училища, в которых обучалось более 8000 воспитанников.

В последующие годы созданные суворовские военные училища реорганизовывались, некоторые из них переводились в другие города, менялись их названия.

После окончания Великой Отечественной войны были открыты еще два СВУ: в 1953 году – Минское, в 1955-м – Ленинградское.

Специально для суворовских училищ была разработана особая учебная программа. В отличие от средней школы, в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. Для нахимовских училищ – основы военно-морского дела. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года планировались лагерные сборы. В январе 1945 года Ленинградскому НВМУ в качестве учебной базы был передан крейсер «Аврора».

Среди первых воспитанников суворовских училищ было немало ребят-фронтовиков. Многие из них имели серьезные боевые награды за отнюдь не детские подвиги. В Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной армии. Ваня Глухов поcтупил в Новочеркасское СВУ. На его груди рядом с медалью «За оборону Сталинграда» красовалась медаль «За боевые заслуги». С правительственной наградой поступил в Калининское училище Володя Хивзер, который, сражаясь в партизанском отряде, тринадцать раз ходил в разведку в тыл врага.  

Несмотря на боевые заслуги, воспитанники-герои учились в СВУ без всяких поблажек, на общих основаниях с прочими суворовцами, еще не знавшими битв. Также без льгот и привилегий получали суворовскую закалку мальчики из семей высоких государственных деятелей и военачальников. В одном только Калининском (Тверском) СВУ обучались два внука В. И. Чапаева, внуки С. М. Буденного и И. В. Сталина (сын Якова Джугашвили), сыновья Героев Советского Союза летчиков Водопьянова и Гастелло, племянник Серго Орджоникидзе.

Первоначально в СВУ принимались мальчики в возрасте 10 лет со сроком обучения 7 лет. При СВУ имелись также приготовительные классы (до 1950 года) для детей в возрасте 8–10 лет. Для воспитанников СВУ было установлено проживание в училищах, нахождение на полном государственном обеспечении и ношение специальной одежды военного образца.

Все суворовцы сводились в роты согласно штату. В первой роте были воспитанники двух старших классов – шестого и седьмого.

Она состояла из трех взводов, каждый из которых – из отделений. На должности командиров отделений и заместителей командиров взводов назначались лучшие суворовцы, которым соответственно присваивались звания вице-сержант и старший вице-сержант. Позднее была введена для суворовцев должность старшины роты и звание вице-старшина.
Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.
Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, из действующей армии на различные должности в СВУ было направлено необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе. Так, начальник Воронежского СВУ генерал-майор Баланцев закончил Псковский кадетский корпус, в 1918 году вступил в Красную армию. После окончания Военной академии им. М. В. Фрунзе служил преподавателем в академии, с 1941-го – на фронте и в 43-м году с должности заместителя начальника штаба 43-й армии получает назначение на должность начальника Воронежского СВУ. Его жизненный и кадровый военный опыт помог офицерам и преподавателям Воронежского СВУ создать учебное заведение типа старого кадетского корпуса. Все командиры рот и двух приготовительных классов Воронежского СВУ до армии были директорами начальных школ.
В 1945 году под Москвой, в Хлебникове, открылся Военно-педагогический институт со специальным факультетом подготовки офицеров-воспитателей для суворовских военных училищ.
24 июня 1945 года на Красной площади состоялся парад в честь Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В Параде Победы участвовали расчеты Калининского, Горьковского, Орловского и Тульского суворовских военных училищ. Участие суворовцев в парадах на Красной площади стало неизменной традицией, недальновидно прерванной несколько лет назад, но восстановленной в 2013 году.
Первый выпуск СВУ состоялся в 1948-м.
В 1953 году прекратило существование Рижское училище, а в 1955-м – Тбилисское. Единственным действующим Нахимовским училищем в СССР осталось Ленинградское Нахимовское училище.
В начале 1960 года было принято решение о сокращении Вооруженных сил на 1 миллион 200 тысяч человек. В связи с этим 24 июня 1960 года Совет Министров СССР в Постановлении № 662, отметив, что суворовские училища сыграли свою воспитательную роль в судьбах сирот военного времени, взял курс на расформирование нескольких учебных заведений. В период с 1960 по 1964 год было закрыто 8 СВУ. С 1963–1964 годов СВУ стали комплектоваться юношами в возрасте 15–16 лет с 8-летним образованием. Установлен трехлетний срок обучения (9–11-й классы). С 1969-го СВУ перешли на двухлетний срок обучения (9–10-й классы).
В настоящее время в России действуют восемь суворовских, одно нахимовское и одно военно-музыкальное училища. Суворовские училища действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Казани, Ульяновске, Владикавказе, Екатеринбурге, Уссурийске. Кроме того, два суворовских училища (в Санкт-Петербурге и Новочеркасске) находятся в ведомстве Министерства внутренних дел РФ.
В 2013 году российское военное ведомство планирует пополнить ряды суворовских и нахимовских училищ почти двумя тысячами юношей.

 Из досье “СВ”

  • Имя одного из самых прославленных российских полководцев было присвоено создаваемым военно-образовательным учреждениям неслучайно. Великий Суворов вошел в историю не только как непобедимый стратег, но и как педагог, методист, основоположник отечественной «науки побеждать», чьи назидательные заветы звучат актуально через столетия. Заповеди великого полководца всегда свято чтили в кадетских корпусах России.
  • Как вспоминали сослуживцы прославленного адмирала, морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, а единственным делом, иначе говоря: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел. На службу в мирное время он смотрел только как на подготовку к войне, к тому моменту, когда человек должен полностью проявить все свои силы, знания и умения, всю  выдержку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter