А у счастья -- четыре ноги и один мокрый нос

Недавно в редакцию пришли гости -- решительно настроенная мама и ее одиннадцатилетний сын.-- Он не способен учиться в школе, одноклассники над ним смеются, -- без долгих разговоров поставила сыну диагноз мама. -- Помогите мне найти такую санаторную школу или кадетский класс, где из него воспитают военного.Несостоявшийся военный, покорно ссутулившись, сидел рядом с женщиной и смотрел вокруг карими глазами. Глаза были живые, неглупые и явно ищущие поддержки. Я подсела поближе и погладила ребенка по спине.

-- Да вы спросите у него, сколько будет восемь плюс восемь! Он даже этого не знает, потому что не хочет учиться, книжек вообще не читает! -- видя, что сын вызывает у меня симпатию, возмутилась мама. -- Ничего в жизни не добьется!
-- Что для вас большая ценность -- ребенок сам по себе или его достижения? -- поинтересовалась я.
-- Конечно, достижения, -- удивилась мама. И мы с ней стали похожи на героев знаменитого диалога Малыша и Карлсона:
-- Поверь мне, Карлсон, не в пирогах счастье...
-- Ты что, с ума сошел? А в чем же еще?!
Как выяснилось в разговоре, мамина жизнь не изобилует победами и достижениями. Образования не получила, поэтому долгие годы не могла претендовать на иную должность, кроме няни в детском садике. Ушла по состоянию здоровья, сейчас торгует на рынке какой-то мелочью. Конечно, степень материнской любви и принятия собственного ребенка мало зависит от уровня доходов и количества оконченных с похвальной грамотой классов. Скорее всего, ей самой когда-то не хватало материнской любви. В наши с ней детские годы девочек рожали, «чтобы была помощница» для вечно занятой мамы -- ударницы социалистического труда. Нас редко гладили и хвалили. Нашими чувствами и желаниями никто не интересовался. Большинство из нас, стремясь восполнить недостаток семейного тепла, рано выскочили замуж и рано развелись, разочарованные таким же личностно незрелым мужем. Прожитые годы породили во многих из нас запоздалое желание планировать свою жизнь и самостоятельно составлять жизненные сценарии. Правда, уже не для себя, а для собственных детей. Только счастливы ли от этого наши вечно занятые, страдающие из-за своего несоответствия маминым стандартам, загруженные нерешенными проблемами родителей дети? Или, как Малыш, они больше всего на свете мечтают о собаке, потому что она любит своего хозяина просто так, не глядя на его отметки?
Пока мы с посетительницей импровизировали по мотивам Астрид Линдгрен, отвергнутый кадетским сообществом ребенок с интересом изучал мой компьютер. Наконец признался, что очень любит технику, только дома компьютера нет, а в школе они информатику еще не изучают. 
Природа, обделяя кого-то способностями к математике, обязательно сыпнет ему горсть других талантов. Только, чтобы их раскрыть, человеку нужно верить в себя. Это чувство невозможно «привить», как гражданственность или патриотизм. Крылья веры растут сами собой, если маленький человек видит в глазах взрослых безграничное доверие и восхищение его уникальностью.
Одна обремененная должностью в Министерстве образования собеседница в приватной беседе сказала мне примерно следующее: «Иногда я говорю сыну: я твоя мама однажды и навсегда. Даже если ты совершишь нечто ужасное, и все от тебя отвернутся, я одна найду слова в твое оправдание и поддержку». Хотя большинство родителей объясняется с детьми иначе: «Получишь тройку -- домой не приходи!»
Частый собеседник «НГ», семейный психолог Ольга Андреева порой рассказывает своим клиентам об известной ей семье. Хорошие люди: достойные, непьющие, образованные. Мама даже с ученой степенью. А с детьми несчастье -- взрослые сын и дочь умственно отсталые. Они настолько незрелы умом, что даже оставлять молодых людей одних в квартире небезопасно. Но они живут дома, причем хорошо: дети всегда ухоженные, а элегантно одетую маму можно увидеть на концертах в филармонии. Про такую даже не скажешь, что она покорно «несет свой крест». Просто живет, наслаждаясь прекрасными минутами общения с близкими людьми и не слишком терзается мыслью, что ее детям не суждено защитить университетские дипломы. В конце концов, рядом с каждым из нас найдется кто-то еще более образованный, обладающий более тугим кошельком, навороченной машиной, престижной должностью.
Недополучивших родительской любви взрослых детей узнать легко: они ищут подтверждения своей значимости у многочисленных партнеров и мужей, шагая по головам сослуживцев, делают карьеру, прочесывают бутики в поисках престижной вещи. И лишь под Новый год, окинув взглядом еще один прожитый отрезок времени, на минуту становятся детьми. Мысленно желают себе не достижений и побед, а чуть больше любви и счастья. Или, вспомнив детскую мечту, покупают себе веселую ласковую собачонку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter