«А у нас на Рождество...»

ВЕЧЕРОМ с 6 на 7 января крестьяне празднуют первую кутью. Кутья — каша из толченых ячменных круп или из зерен пшеницы. Обрядовая колядная еда в представлениях народных — символ бессмертия и вечной жизни...

Чья очередь лезть под стол и звать Мороза за стол?

ВЕЧЕРОМ с 6 на 7 января крестьяне празднуют первую кутью. Кутья — каша из толченых ячменных круп или из зерен пшеницы. Обрядовая колядная еда в представлениях народных — символ бессмертия и вечной жизни...

А знаете ли вы, что кутья — главная традиционная празднично - обрядовая пища? Ее готовят трижды: перед Рождеством, Новым годом и Крещением. На Климовщине, к примеру, кутью в день перед Рождеством и Крещением называют постною Колядой, а перед Новым годом — толстою, или богатою. Называют еще, соответственно, первой, второй и третьей кутьей. Постная кутья — Коляда — обязательно заправляется медом, богатая — маслом. Ячменную и пшеничную варят утром, в одном и том же горшке, с одинаковым количеством зерна. Празднуют кутью вечером.

По давнему крестьянскому поверью, эта каша символизирует еще и богатый урожай зерновых культур, а значит, и мир, и согласие, и порядок в семье, хозяйстве.

...Перед заходом солнца хозяин вносит в дом охапку сена и расстилает его на столе, хозяйка накрывает сено льняной скатертью. Оно — символ яслей, в которых родился Иисус Христос (на следующий день сено раздают скоту).

На стол ставят кутью и внимательно ее осматривают. Если у той треснет сверху корка, то не повезет со скотом в этом году, также определяются с живностью и по пирогам. Если корка у них ровная, гладкая, то ожидается хороший приплод скотины...

На Рождественскую кутью связывают (путом) ножки стола, чтобы скот не убегал с пастбища. Поясом связывают две табуретки или две лавки, чтобы не было коров-яловок. Ложки и вилки связывают шерстяной нитью, чтобы овцы ходили своим табунком.

Дети залезают под стол и «кохают» (кудахчут), как наседка, чтобы квохтали куры, были в наступившем году цыплята здоровые, многочисленные...

Вечером на кутью берут в хлеву из-под ног скотины клок «объедья» — упавшего сена. И жгут его посреди двора, что означает: на том свете родителям пусть будет тепло и уютно.

На кутью приглашают Мороза, чтобы «не рассердился». Один из детей выходит на порог с ложкой каши и говорит:

«Мороз, мороз, ходи к нам

                                    кутью есть!

А весной не приходи

             и не морозь   огороды,

А то получишь «пугі»

                                               железной».

Колядовать начинали только после того, как все отведают обрядовой еды — кутьи, приготовленной в каждом доме. Рядились чаще в животных. Выворачивали наизнанку тулупы, а на лица надевали заранее приготовленные маски. У жителей деревень Климовичского района было одно правило — никогда не снимать масок с колядующих, чтобы не накликать на себя же беду!

Когда колядующие заходили в дом, то рассыпали зерно и пели:

«Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством Вас

                                  поздравляем!

Христослав, Христослав!

Меня батька прислал,

А вы, люди, знайте,

Кусок сала дайте!..»

В день празднования Рождества (7 января) вся семья никуда из дома не уходит, домочадцы стараются больше сидеть на печи, чтобы овцы не пробегали свой двор и не улетали с пасеки рои.

Если метель в этот день, то будут хорошо роиться пчелы и, возможно, не хватит корма скоту — «выбьет сено из пуни».

Если на Рождество в дом первой зайдет женщина, то коровы в наступившем году «принесут» телочек, а если мужчина, то родятся бычки.

Первого гостя усаживают на вывернутую шубу, чтобы овцы окотили по паре ягнят.

...Со временем многое изменилось, кое-что подзабылось, и в наше время в Климовичском районе Рождество отмечают по-особому... Но в деревне Судилы, откуда я родом, местный краевед Александр Галковский, мой отец, старается придерживаться традиций предков. Он приучил к этому и своих детей... Сейчас подрастают внуки, и в Рождество-2012 они будут главными персонажами в семейном традиционном обряде. Теперь их очередь... залезть под стол и позвать Мороза за стол.

Дарья ЭВЕРС, старший научный сотрудник Климовичского краеведческого музея

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter