Чья очередь лезть под стол и звать Мороза за стол?
ВЕЧЕРОМ с 6 на 7 января крестьяне празднуют первую кутью. Кутья — каша из толченых ячменных круп или из зерен пшеницы. Обрядовая колядная еда в представлениях народных — символ бессмертия и вечной жизни...
А знаете ли вы, что кутья — главная традиционная празднично - обрядовая пища? Ее готовят трижды: перед Рождеством, Новым годом и Крещением. На Климовщине, к примеру, кутью в день перед Рождеством и Крещением называют постною Колядой, а перед Новым годом — толстою, или богатою. Называют еще, соответственно, первой, второй и третьей кутьей. Постная кутья — Коляда — обязательно заправляется медом, богатая — маслом. Ячменную и пшеничную варят утром, в одном и том же горшке, с одинаковым количеством зерна. Празднуют кутью вечером.
По давнему крестьянскому поверью, эта каша символизирует еще и богатый урожай зерновых культур, а значит, и мир, и согласие, и порядок в семье, хозяйстве.
...Перед заходом солнца хозяин вносит в дом охапку сена и расстилает его на столе, хозяйка накрывает сено льняной скатертью. Оно — символ яслей, в которых родился Иисус Христос (на следующий день сено раздают скоту).
На стол ставят кутью и внимательно ее осматривают. Если у той треснет сверху корка, то не повезет со скотом в этом году, также определяются с живностью и по пирогам. Если корка у них ровная, гладкая, то ожидается хороший приплод скотины...
На Рождественскую кутью связывают (путом) ножки стола, чтобы скот не убегал с пастбища. Поясом связывают две табуретки или две лавки, чтобы не было коров-яловок. Ложки и вилки связывают шерстяной нитью, чтобы овцы ходили своим табунком.
Дети залезают под стол и «кохают» (кудахчут), как наседка, чтобы квохтали куры, были в наступившем году цыплята здоровые, многочисленные...
Вечером на кутью берут в хлеву из-под ног скотины клок «объедья» — упавшего сена. И жгут его посреди двора, что означает: на том свете родителям пусть будет тепло и уютно.
На кутью приглашают Мороза, чтобы «не рассердился». Один из детей выходит на порог с ложкой каши и говорит:
«Мороз, мороз, ходи к нам
кутью есть!
А весной не приходи
и не морозь огороды,
А то получишь «пугі»
железной».
Колядовать начинали только после того, как все отведают обрядовой еды — кутьи, приготовленной в каждом доме. Рядились чаще в животных. Выворачивали наизнанку тулупы, а на лица надевали заранее приготовленные маски. У жителей деревень Климовичского района было одно правило — никогда не снимать масок с колядующих, чтобы не накликать на себя же беду!
Когда колядующие заходили в дом, то рассыпали зерно и пели:
«Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством Вас
поздравляем!
Христослав, Христослав!
Меня батька прислал,
А вы, люди, знайте,
Кусок сала дайте!..»
В день празднования Рождества (7 января) вся семья никуда из дома не уходит, домочадцы стараются больше сидеть на печи, чтобы овцы не пробегали свой двор и не улетали с пасеки рои.
Если метель в этот день, то будут хорошо роиться пчелы и, возможно, не хватит корма скоту — «выбьет сено из пуни».
Если на Рождество в дом первой зайдет женщина, то коровы в наступившем году «принесут» телочек, а если мужчина, то родятся бычки.
Первого гостя усаживают на вывернутую шубу, чтобы овцы окотили по паре ягнят.
...Со временем многое изменилось, кое-что подзабылось, и в наше время в Климовичском районе Рождество отмечают по-особому... Но в деревне Судилы, откуда я родом, местный краевед Александр Галковский, мой отец, старается придерживаться традиций предков. Он приучил к этому и своих детей... Сейчас подрастают внуки, и в Рождество-2012 они будут главными персонажами в семейном традиционном обряде. Теперь их очередь... залезть под стол и позвать Мороза за стол.
Дарья ЭВЕРС, старший научный сотрудник Климовичского краеведческого музея