А товар-то «зеленый»!

На экологичности зарабатывают, но не всегда добросовестно

На экологичности зарабатывают, но не всегда добросовестно

Как потребители, мы постоянно учимся. Не так давно, совершая покупки, мы стали внимательно изучать срок годности и состав продуктов питания. Информации стало больше, мы стали внимательнее. Но можно ли верить всему, что пишут производители? А те, понимая наш интерес к «оборотной стороне», рады стараться: «натуральный», «экологически чистый» и так далее. И все бы ничего, если бы, как рассказывает директор Государственного предприятия «Экологияинвест» Валерий Курилов, иногда эти обозначения не противоречили друг другу. А такое, увы, встречается.

То, что на экологичности товара можно заработать, в Европе поняли давно. Там стоимость товара с приставкой «эко-» на порядок выше его обычного собрата. И желающих купить «зеленый» товар хватает. Мотивы у каждого свои. Кто-то заботится о собственном здоровье, кто-то — о здоровье окружающей среды, а кто-то — и о том, и о другом.

Как рассказывает научный сотрудник по экологической маркировке Федерального агентства по охране окружающей среды координатор по экологической маркировке ЕС в Германии Сюзанна Хойтлинг, в ЕС существует экологическая маркировка 3 типов. «Первый тип, — поясняет она, — свидетельствует о высокой экологичности и пользуется высокой степенью доверия, второй — о единоличной ответственности производителя за произведенный товар, третий говорит о том, что контроль осуществляется на всех этапах жизненного цикла продукции. Есть специальный орган, который выдает лицензии на использование экознаков. И динамика их выдачи растет».

Как правило, практически каждая страна ЕС имеет собственную маркировку, свидетельствующую об экологичности товара. В Германии это «Голубой ангел», в Литве, Финляндии, Швеции и Дании — «Северный лебедь», в Японии — «Экознак» и т.д.

Как правило, экомаркировка во всем мире — дело сугубо добровольное. Ведь в первую очередь она работает на повышение потребительского доверия. Вместе с тем, по словам Сюзанны Хойтлинг, существуют и косвенные методы стимулирования производителей. Например, если речь идет о государственных закупках, предпочтение отдается экологичному товару.

Мода на экологию приходит и в Беларусь. Есть общепризнанная экомаркировка, которая свидетельствует об экологичности производства, товара, о том, что та или иная упаковка получит вторую жизнь, следовательно, не будет загрязнять окружающую среду. Пока зеленых обозначений немного, но, как говорится, начинать с чего-то нужно. Например, отмечает заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Галина Волчуга, знак ИСО 9001-2001 (зеленый листок), который показывает, что предприятие сертифицировано в области охраны окружающей среды. Издан ГОСТ «О натуральном продукте», который предъявляет определенные требования к самому продукту и свидетельствует о том, что при его производстве были выдержаны все технологические требования. Наличие знака «Зеленая точка» говорит о последующей переработке упаковки.

«Есть еще целый ряд перечней, которые показывают качество косметических и других бытовых товаров, — подчеркивает Галина Волчуга. — Все это есть. Но сказать, что это сегодня поставлено на уровень обязательности, нельзя. Пока встречается недобросовестное отношение к экомаркировке со стороны производителей. К чему это приводит в итоге? Например, к наличию проблем при переработке, в частности, пластиковой упаковки.

Ведь если там отсутствует информация о пластике, из которого она изготовлена, это не дает возможности такие отходы переработать — товар из смешанного пластика будет низкого качества».

Так как заставить производителя быть более добросовестным, если от этого покупатель получает, как минимум, вред моральный, а переработчик — экономический? В ЕС ответа на этот вопрос не знают. Здесь больших нарушений со стороны производителя, утверждает Сюзанна Хойтлинг, не выявлялось. Как правило, все они хорошо понимают, что наличие экосоставляющей — это дополнительный плюс производимой ими продукции: экомаркировка делает ее более конкурентоспособной и привлекательной. Так что законодательство здесь наказания за недобросовестное использование экомаркировки не предусматривает. Разве что наша соседка Литва пошла другим путем, введя для таких нарушителей штрафы.

А как у нас? «Конечно, ответственность производителя перед потребителем быть должна, — подчеркивает Галина Волчуга, — но мы сегодня не готовы выставлять штрафные санкции. Для начала мы должны сделать весь процесс маркировки прозрачным и понятным, разъяснив производителю, в чем выгода от нанесения экознаков, что они дают: имидж, конкурентоспособность, повышение продаж. Пока нам нужно выстроить четкую стимулирующую цепочку, чем «зеленый товар» лучше. Нужно провести такую же разъяснительную работу с потребителем, чтобы он тоже смог сделать свой выбор. Ведь можно стоять на свалке и требовать захоронения отходов, а можно купить товар, который приводит к их наименьшему образованию, и таким образом внести свой вклад в дело сохранения природы». 

-------------------------------------

Справка «Р»

Сегодня в Беларуси реализуется совместный проект ЕС/ПРООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Беларуси», рассчитанный на срок до 2013 года и оценивающийся более чем в 5 миллионов евро. Его итогом станут 10 крупных результатов при реализации 60 мероприятий. В частности, вопрос экосертификации в части усовершенствования нормативно-правовой базы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter