А снег кружит и тает

Искристый белый снег завораживает, очаровывает.
Искристый белый снег завораживает, очаровывает.

Он - праздник, красота и волшебство. Но насколько многие из нас не могут дождаться зимы, чтобы насладиться этим зрелищем, настолько другие ненавидят эту пору года. За все тот же снег: грязный, смешанный с песком и солью, кашей лежащий под ногами и затрудняющий движение транспорта. Дорожные службы старательно борются со снежными завалами. Ежедневно машины, груженные снежной грязью, вывозят ее с городских магистралей в специально отведенные для этого места.

Но с наступлением оттепели снег тает и вместе с накопившимися в нем нефтепродуктами и тяжелыми металлами, а также значительным количеством хлоридов, содержащихся в песчано-солевых смесях, попадает в подземные воды.

Проблема складирования снега остро стоит во многих крупных городах мира. И Минск не является исключением. На первый взгляд самое очевидное решение - увезти снег подальше от городской черты. При этом ни градостроительные планы не будут нарушаться, ни эстетика не пострадает. Да и вопросы загрязнения окружающей среды будут стоять не столь остро. Однако вывоз снега - дело дорогостоящее. Тут арифметика нужна, хотя и очень простая. За один рейс МАЗ перевозит около 8 кубометров этого груза. А с начала зимнего периода (первый снег в Минске выпал 2 декабря) с городских дорог уже убрано более 100 тысяч "кубов"...

Чтобы не возить снег невесть куда, приходится организовывать места складирования прямо в городе. В частности, как сообщили в РУПП "Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов", в настоящее время в Минске такие места (при согласовании с городскими центром гигиены и эпидемиологии и комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды) определяются ежегодно на зимний сезон для каждого административного района. Под них, как правило, используются свободные от застройки территории и пустыри. За исключением Партизанского района, где складирование осуществляется на месте бывших полей фильтрации.

Казалось бы, не у людей под носом - и ладно. Но почти все эти места находятся в водоохранных зонах рек или в зонах санитарной охраны водозаборов подземных вод хозяйственно-питьевого назначения. И в результате вместе с талыми стоками содержащиеся в них хлориды и тяжелые металлы поступают в грунтовые воды. К примеру, только с начала нынешнего зимнего периода на улицы Минска уже было "высеяно" 3.448 тонн соли и 22 тысячи кубометров песчано-соляной смеси.

Как сообщила заведующая сектором экологического обоснования хозяйственной деятельности лаборатории инженерной гидроэкологии института Наталья Томина, выходом из положения могло бы стать строительство так называемых постоянных мест складирования снега, к которым предъявляются такие же требования, как и к полигонам по складированию отходов. В частности, они должны быть водонепроницаемы, иметь четкие границы, бортики для локализации талого снега и сооружения для очистки стока от механических примесей. Но опять же это решение потребует больших финансовых вложений. К примеру, строительство аналогичного полигона недалеко от Нижнего Новгорода оценено в 34 миллиона российских рублей. Понятно, что на сегодняшний день для Минска эта сумма кажется фантастической.

Гораздо дешевле обошлось бы строительство стационарных снеготаялок или, как их еще называют, снегоплавильных камер, которые сегодня широко используются, к примеру, в Москве. Они представляют собой обычную площадку, "разбитую" поверх массового сосредоточения канализационных труб и труб отопления, на которую и сбрасывают снег. Теплая вода и прогретый в этих местах воздух ускоряют процесс таяния, а оставшиеся грязь и мусор собираются и вывозятся на обычные свалки.

А наиболее приемлемым методом удаления снега с автодорог в мире признано применение передвижных снеготаялок, которые растапливают снег, а талую воду по мере накопления сбрасывают в систему дождевой канализации. Специалисты утверждают, что ориентировочно работа одной передвижной снеготаялки может заменить 30 автомобилей по вывозу снега.

Увы, для Минска, как, впрочем, и других областных центров страны, пока это лишь перспектива. А реальность такова: необходимой техникой дорожники города обеспечены в лучшем случае процентов на 60. А ведь в "жаркие" дни на улицах Минска работает до 250 спецмашин. Как рассказал корреспонденту "СБ" заместитель генерального директора УП "Горремавтодор" Алексей Кузьмич, в прошлом году из городской казны были выделены средства на закупку 90 новых машин и механизмов. В том числе на 14 солеразбрасывателей, эксплуатация которых позволяет отказаться от использования песчано-соляной смеси, а значит - убрать с дорог песок. Прогресс?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter