А сессия всего два раза в год…

БГУИР перейдет на модульно-рейтинговую систему оченки знаний

О случайности, когда студент весь семестр отдыхал и вдруг, выучив что-то за пять дней, сдал экзамен, с внедрением новой системы оценки знаний можно забыть

Помните, как поется в известной песне: «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год…» Увы, этот лозунг студенческой жизни, провозглашенный много лет назад, актуален для многих и сегодня. Меняется время, меняются экономические реалии, а подготовка к экзамену зачастую начинается в самый последний момент. А в итоге такие знания улетучиваются вместе с окончанием очередной сессии. Как сделать так, чтобы современный студент учился в течение года? Этим вопросом задались в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. И ответом на него станет внедрение с нового учебного года модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. О ее преимуществах рассказывает проректор по учебной работе БГУИР Елена ЖИВИЦКАЯ (на снимке).

— Елена Николаевна, внедрение в вузе ноу-хау — это один из механизмов, направленных на повышение качества образования, о котором сегодня столько говорится?

— Именно так. А также эта система организации учебного процесса направлена на повышение качества усвоения студентами требуемого материала, улучшение взаимодействия преподавателя со студентами, увеличение доли самостоятельной работы студента. Кроме того, модульно-рейтинговая система — один из инструментов, активно использующихся вузами Болонского процесса. А, как известно, сейчас рассматривается вопрос о вступлении в него Беларуси.

— И все же, наверное, модульно-рейтинговая система не единственный способ оценки знаний. Почему выбрали именно ее?

— Достаточно длительное время мы изучали опыт европейских и американских вузов, которые считаются сильнейшими в мире. Стояла задача определить, как обеспечивается высокий уровень подготовки специалистов. Безусловно, важным компонентом является степень подготовки профессорско-преподавательского состава, оснащенности аудиторий, лабораторий, уровень научных исследований, которые проводятся в университете. Но многое зависит также и от методических подходов к организации учебного процесса. Мы выяснили, что одной из наиболее эффективных мер является именно модульно-рейтинговая система. Кстати, ею пользуется ряд российских и украинских вузов.

Эта система оценивания повышает мотивацию студента к планомерной работе в течение всего семестра. Исключая стрессы и неожиданности, которые могут возникнуть на экзамене. Ведь как было до сих пор? Итоговая оценка на экзамене является определяющей. Независимо от того, как работал молодой человек в течение семестра. Один не учил, но вытянул «счастливый билет», а другой готовился, но хорошему ответу помешало плохое самочувствие или сильное волнение. Поэтому зачастую итоговые и промежуточные отметки не совпадали. Модульно-рейтинговая система помогает исключить элементы случайности.

Кроме того, есть специфика, присущая техническим вузам. Например, в экзаменационных заданиях присутствует расчетная часть, которая может быть более или менее трудоемкой. В итоге иногда случается так, что хороший студент не получает заслуженной оценки. Конечно, опытный преподаватель посредством дополнительных вопросов определит уровень знаний студента, но на это уйдет дополнительное экзаменационное время.

С введением новой системы оценки будет очевидно, как работал молодой человек. Если учеба была планомерной, к итоговому контролю подошел с высокими баллами, то в большинстве случаев итоговая оценка также будет достаточно высокой. Кроме того, многие смогут получить оценки автоматом. Конечно, эта практика используется и сейчас, но не системно и только если речь идет о самой высокой оценке.

— То есть в разработанном проекте положения о модульно-рейтинговой системе учтен лучший мировой опыт и особенности технических вузов.

— Плюс мы внесли сюда свой опыт. У нас в университете на протяжении многих лет на всех факультетах работает автоматизированная система текущей оценки уровня знаний, или рейтинговая система, в результате которой мы можем составить рейтинг всех студентов по успеваемости. Эта система уже сейчас помогает студенту понять, какие предметы следует подтянуть.

Модульно-рейтинговая система — улучшение действующей рейтинговой. Она состоит из двух компонентов: модульной и рейтинговой подсистем. Первая из них предполагает разбивку каждой из дисциплин, как минимум, на три части (модуля), в зависимости от сложности предмета и количества часов. Модуль — это логически завершенный, самостоятельный раздел, который объединяет ряд тем. За каждый модуль предусмотрена отдельная оценка, которая будет учитываться при выставлении итоговой отметки. Учитываться будет также и другая активность студента — участие в конференциях, семинарах, выполнение проектных заданий, научно-исследовательская работа.

Деление на модули сделает программы более гибкими и дает возможность быстро вносить в них необходимые корректировки. Например, в части теоретических и лабораторных занятий. Когда в зависимости от скорости усвоения нового материала студентами преподаватели мобильно могут вносить изменения в учебные или практические занятия. То есть мы получаем более индивидуальный подход к обучению.

Но мы не думаем на этом останавливаться. В будущем планируется, что на базе рейтинговой и модульно-рейтинговой систем появится автоматизированное клиент-серверное приложение, охватывающее все кафедры. Тогда мы сможем в каждый момент времени отслеживать рейтинг каждого студента в рамках его потока, видеть его прогресс или, наоборот, регресс при освоении учебного плана. Сейчас мы можем получить эту оценку лишь по итогам месяца.

— Ряд преподавателей БГУИР уже используют в образовательном процессе некоторые элементы новой системы оценки. И все же каково в целом отношение к нововведению, которое с нового учебного года охватит все первые и частично остальные курсы?

— Безусловно, с одной стороны, нагрузка на преподавателя возрастет. Ему потребуется более тесно контактировать с каждым студентом. Но, с другой стороны, поскольку все преподаватели БГУИР заинтересованы в конечной нашей цели, а это повышение качества образования, учебного процесса, мы убеждены, что они оценят преимущества нового метода, который станет неотъемлемой частью организации учебного процесса в университете. Некоторые преподаватели уже выразили свою в нем заинтересованность. К слову, анализ перехода на модульно-рейтинговую систему оценивания ряда российских вузов показал повышение среднего балла и процента абсолютной успеваемости.

— Если так, студенты должны воспринять ноу-хау с радостью.

— Я убеждена, что первокурсник в нем просто нуждается. Проблема в том, что, приходя в вуз, он попадает в абсолютно другую систему оценивания знаний и теряется, иногда не умеет правильно организовать свое учебное время. В итоге накапливается большое количество лабораторных и других невыполненных работ. В школе молодой человек привык к ежедневному контролю знаний, в вузе во многом он оказывается предоставлен сам себе. Теперь ему на помощь придет модульно-рейтинговая система, которая заставит его планировать свою работу и более ответственно относиться к освоению каждого модуля.

Да, нагрузка на студента возрастет. Студент должен будет планомерно учиться. Таких неожиданностей, когда он весь семестр отдыхал и вдруг, выучив что-то за пять дней, сдал экзамен, не будет. Как будет исключена пресловутая ситуация: сдал и забыл. Если он учился все время, знания будут глубокими. Наши студенты заинтересованы в том, чтобы от сессии до сессии планомерно работать над собой, а также в повышении уровня своих знаний, навыков и умений, чтобы впоследствии быть востребованными на рынке труда высококлассными специалистами.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter