Потребитель голосует за ценник: почему сегодня добровольный сертификат не дает конкурентных преимуществ компании?

А сервису никто не пишет

«Кто-нибудь пользуется сертифицированным шиномонтажом?»  — задал неожиданный вопрос в зал заместитель Премьер-министра Игорь Ляшенко на итоговой коллегии Госстандарта. Интерес у него оказался непраздный. В силу либерализации отечественного законодательства и вступления в действие общих для ЕАЭС техрегламентов вход на потребительский рынок отдельных товаров и услуг стал почти беспрепятственным. Благо для бизнеса. Но не стоит забывать и про потребителя. Разные административные процедуры, несомненно, притупляют предпринимательскую инициативу. Но в какой-то степени гарантируют благопристойность бизнесменов. Механизм добровольной сертификации вроде бы призван давать добропорядочным компаниям серьезные конкурентные преимущества. Но система явно еще не сложилась должным образом. А поэтому на потребительском рынке приходится сталкиваться и с некачественными, даже опасными товарами и такими же услугами.

Всего в стране действует 1735 сертификатов, выданных автосервисам.

Директор Белорусского государственного института метрологии Валерий Гуревич доложил: в прошлом году добровольную сертификацию прошли около 150 компаний. Есть среди них и автосервисы, и мастерские по услугам шиномонтажа. Почти полторы сотни фирм — это вроде и неплохо. Но капля в море, учитывая общее количество микрокомпаний. Сертификат, тем более добровольный, должен быть для потребителя маячком: та же СТО оснащена «правильным» оборудованием, слесари обладают необходимой квалификацией, а технологический процесс выстроен и соблюдается. К слову, всего сейчас в стране действует 1735 сертификатов, выданных автосервисам. Обязательной процедура перестала являться с 2016 года, но у ряда сертификатов еще не закончился срок действия. Добровольная же сертификация должным образом не разрекламирована. Ни среди предпринимателей, ни, что самое главное, среди населения. Поэтому весьма сложно сказать, дает ли сертификат серьезное конкурентное преимущество.

В прошлом году добровольную сертификацию прошли около 150 компаний.

Несомненно, инструменту добровольной сертификации не хватает соответствующего информационного сопровождения. Только кто этим должен заниматься, вот в чем вопрос. Госстандарт? В какой-то степени — несомненно. Но, скорее, в качестве уважаемых спикеров. Продвигать все прелести и повышенные гарантии добровольно сертифицированных компаний по логике вещей должен бизнес. Тот самый, добропорядочный, который заботится о клиентах. Но незадача: у небольших компаний, да даже средних и крупных, нет достаточных средств на серьезные информационные кампании национального размаха. В таких проектах один в поле не воин. Хотя бы и средства позволяли. Распиарит один сознательный предприниматель идею сертификации, поверит потребитель, а пользоваться достижениями будут все участники рынка. Или многие. Несправедливо получается, как ни крути.

Вот она, системная проблема: отсутствие самоорганизации у бизнеса. Вроде бы есть и деловые союзы, и ассоциации, и гильдии. Но все вместе они охватывают где-то 10 процентов предпринимателей. А каждый в отдельности — ничтожное количество. Многие отраслевые объединения вообще «бумажные». Вроде бы они есть, но толком никакой деятельности не ведут. Да и средств у них на серьезную работу и проекты нет. Отечественный бизнес нелегко вообще в общественную организацию завлечь, а убедить еще и членские взносы платить — дело практически невозможное.

Валентин Татарицкий
А в итоге мы недостаточно конкурентно выглядим и у себя дома, и на просторах ЕАЭС. Ведь как получалось не раз и не два: обсуждается техрегламент год, другой, третий, принимается, а потом оказывается, что страдает тот или иной сегмент бизнеса. Формально ответственность на переговорщиках, но предприниматели тоже могли бы пошевелиться. «У россиян управляемая система: знают свой потенциал, знают, где пододвинуть коллег по интеграции»,  — обозначил проблему Игорь Ляшенко. Председатель Госстандарта Валентин Татарицкий также отмечает низкую активность промышленности и бизнеса в работе над техническими регламентами и стандартами. Особенно контраст чувствуется по сравнению с российскими и казахстанскими коллегами. «Они привлекают юристов и технических экспертов с высочайшей квалификацией, чтобы те нашли узкие места и пролоббировали интересы собственного бизнеса», — объясняет председатель Госстандарта положение вещей. «А мы, не используя такой механизм, упускаем свои возможности»,  — резюмирует он. Впрочем, проблема возникла не сегодня. И даже не вчера. Вроде бы в реальном секторе люди неглупые, понимают: проморгаем важные вопросы, и соседи вынесут нас даже со своего рынка — оглянуться не успеем. Но большинство общественную, так сказать, нагрузку принципиально игнорирует. Не пора ли подтолкнуть административным инструментом? Нет, либерализация — дело святое. И у предпринимателей есть право на свободу выбора и самоорганизацию. Но время тянется, конкуренция обостряется, а наш бизнес затих в выжидательной позиции. А волшебник-то не прилетит. И ждать дальше невозможно. Остается только подталкивать к правильным конфигурациям отраслевых взаимоотношений.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter