А самолетом – лучше!

За последние три года поток авиапассажиров в Беларуси вырос вдвоеДо 2010 года в Беларуси вместо нынешних семи аэропортов останутся шесть. Тем не менее в стране на перспективы развития гражданской авиации смотрят с оптимизмом. Прогнозируемый рост спроса на авиаперевозки, полагают в департаменте по авиации Минтранса, дает надежду уже в ближайшие год-два возобновить полеты из областных аэропортов, которые сейчас обслуживают преимущественно только грузовой транзит и балансируют на грани безубыточности.

Все семь белорусских аэропортов (пять – в областных городах и два – в Минске) были построены еще в 70–80-х годах. Несмотря на перестройку и распад СССР, их не только удалось сохранить в рабочем состоянии, но в середине 90-х получить еще и подтверждение их международного статуса.
Однако сейчас регулярные пассажирские рейсы обслуживают только три из них: Гомель, Минск-1 и Национальный аэропорт Минск (бывший Минск-2), на долю которого приходится до 80 процентов пассажиров. Остальные воздушные ворота страны перебиваются сезонными чартерами да зарабатывают на обслуживании транзитных грузовых лайнеров.
Отсутствие пассажирских рейсов из областных центров в департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси объясняют слишком низким спросом на такие услуги.
– Мы теряем пассажиров из-за хорошо развитой сети автомобильных дорог в Беларуси, – утверждает директор этого ведомства Вадим Мельник. – Сколько бы билет ни стоил, но если человеку нужен минимум час, чтобы доехать до аэропорта, около получаса – на оформление документов, а потом то же самое его ожидает на месте прилета, то он лишний раз задумается: а может, проще добираться на место назначения по земле, а не по воздуху?
Тем не менее закрывать аэропорты, ставить на них крест, убежден директор департамента, слишком рано. Если еще три года назад авиаторы Беларуси отправляли 500 тысяч пассажиров, то в нынешнем планируют выйти на миллион. При таких темпах через три года объем может увеличиться и до полутора миллионов. Рассматривается возможность выполнения из областных аэропортов рейсов Брест – Симферополь, Витебск – Сочи, Могилев – Калининград... Положительное решение предполагается принять лишь в том случае, если пассажиропоток на эти рейсы будет гарантирован.
«Воздух возить самолетами никто точно не будет», – категорично заявил Вадим Мельник.
В свою очередь, привлечь пассажиров можно только более приемлемыми ценами и расширением предложения. Поэтому стимулируется приток иностранных авиакомпаний. Если еще три года назад в Беларуси работали только четыре из них, то сейчас уже 17. И на очереди новые, с которыми предварительные переговоры уже прошли.
Что касается развития собственной национальной компании «Белавиа», то для нее закупаются новые авиалайнеры, в том числе более экономичные, способные снизить издержки и удешевить билеты. Только в нынешнем году «Белавиа» купила два канадских региональных самолета CRJ100. Благодаря этому были открыты новые рейсы из Минска в Санкт-Петербург, Прагу, Баку, произошли другие изменения в расписании. В ближайшее время планируется приобрести еще один такой самолет. А в планах на
2008-й – получение в лизинг трех «Боингов» для выполнения чартерных перевозок в Анталию, ОАЭ и другие страны.
По  мнению гендиректора «Белавиа» Анатолия Гусарова, обновление парка самолетов более экономичными машинами позволит повысить конкурентоспособность услуг «Белавиа» по сравнению с перевозчиками России и Украины. Их билеты, например, в Анталию сейчас дешевле, признал руководитель «Белавиа». Такая ситуация, считает он, отчасти обусловлена тем, что значительная часть полета российского и украинского лайнеров проходит соответственно над собственной территорией, поэтому издержки ниже.
В дальнейшем, не исключил гендиректор, парк самолетов может пополняться и за счет нового российского регионального лайнера RRJ, который готовится к серийному производству. С помощью такой машины, в частности, как раз и можно было бы возобновить авиарейсы из областных аэропортов Беларуси.
Увеличение пассажиропотока через Беларусь, предполагает гендиректор Национального аэропорта Минск Дмитрий Меликян, может произойти и в результате вынужденной переориентации части «московских» рейсов на белорусскую столицу. Минск-2 в свое время и был предназначен именно для разгрузки авиаузла Москвы.
Специалисты уверены, что привлекательность Национального аэропорта Минск для иностранных перевозчиков повысится и из-за того, что на его территорию из центра белорусской столицы перенесут авиаремонтный завод. В реализации этого проекта стоимостью около 200 миллионов долларов примет участие российская «Итера груп». На новой площадке построят современный высокотехнологичный завод-центр технического обслуживания и ремонта, в котором будут ремонтировать не только Ту и Як, но и «Боинг», Airbus, CRJ и другие лайнеры.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter