«А помогать маме дети не пробовали?»

Что рассказывают граждане на приеме у замминистра труда и соцзащиты?

Во время приема граждан заместитель министра труда и социальной защиты Валентина Королева апеллирует не только к закону, но и к человеческой совести

Юлия Алексеевна старается смахивать набегающие слезы незаметно. Но голос выдает женщину: он дрожит, рассказ то и дело прерывается. Так выплескивается внутреннее напряжение, скопившееся за последние полгода. В один момент Юлия Алексеевна поняла, что без помощи и поддержки ее ситуация не разрешится или, по крайней мере, это произойдет нескоро. Поэтому сегодня она сидит на приеме у заместителя министра труда и социальной защиты Валентины Королевой (на снимке) и рассказывает свою историю:

— Еще зимой забрала 85-летнего отца из Украины к себе в Минск. Сам за собой ухаживать он уже не может: такое заболевание, что он не знает даже, что я его дочь, никого не помнит, не узнает... Но это мой святой долг – досмотреть отца. Собирались в дорогу и уезжали поспешно, поэтому выписать его не успели, хотя и предупредили там, на месте, что увозим отца в Беларусь на полгода. В Украине пенсию за этот срок не отдали, сказали, что нужен загранпаспорт. Здесь мы подготовили все документы так, как полагается: оформили ему вид на жительство на два года, зарегистрировали. Затем я обратилась в посольство Украины за советом, что же все-таки делать с пенсией. Тем более что решила оставить у себя отца на постоянное жительство. Там меня отчитали и сказали, что все решится не раньше чем через два года. «Вы еще побегаете…» — услышала в ответ. Что делать? Я готова отца уже сама везти в Украину, чтобы выписать с прежнего места жительства и ускорить процесс. Но он совсем немощный, боюсь, ему это будет не под силу…

Юлия Алексеевна принесла все аккуратно подколотые документы. Но в истинности ее слов никто не сомневается.

— Украинским законодательством, насколько мне известно, предусмотрена выплата пенсии за шесть месяцев вперед, когда человек выезжает на постоянное место жительства в другую страну, — рассуждает Валентина Королева, просматривая бумаги. — Разве что только за послед­ний год у них поменялось законодательство… Мы обратимся и в посольство, и в пенсионный фонд Украины, Юлия Алексеевна. А вам пока надо набраться терпения, решение вопроса, действительно, может затянуться. Мы будем держать вас в курсе событий.

Кроме Юлии Ковалевой, сегодня на прием к Валентине Викентьевне записались еще шесть человек. Для одного дня это немало, но и немного – зимой посетителей бывает до двух десятков. К слову, всего за три первых месяца нынешнего года на личном приеме в Министерстве труда и социальной защиты Беларуси побывало 183 человека, и это почти на 6 процентов больше, чем в первом квартале 2009-го. Во время выездных приемных к министру и его заместителям со своими бедами обратились 37 человек. Особенность обращений 2010 года – рост просьб о социальной поддержке, люди хотели бы получить материальную помощь, дополнительные льготы. Но сегодня другие просьбы, другие вопросы, за каждым из которых неизменно интересная человеческая судьба.

Николай Ярома в прошлом летчик-испытатель. Тяготы этой непростой профессии остались для него далеко позади, но социальная устроенность братьев по штурвалу его по-прежнему остро интересует. В этом кабинете Николай Дмитриевич уже не впервые и каждый раз от имени, как он говорит, летчиков обосновывает необходимость повышения им пенсии.

— Мы рассмотрим этот вопрос совместно со специалистами Департамента по авиации, — поясняет Валентина Викентьевна. – Положительное решение влечет за собой дополнительное расходование финансовых средств, поэтому для выхода с ним нужно серьезное экономическое обоснование.

— Наверное, нередко таким или похожим путем и рождаются изменения в законодательстве?

— Случается. Последнее – Указ главы государства от сентября 2009 года о бесплатном обеспечении инвалидов III группы и детей до 18 лет средствами реабилитации — протезами, ортезами, слуховыми аппаратами, глазными протезами, ортопедической обувью. Именно на основании многочисленных обращений министерство подготовило такие предложения.

Три раза был на приеме у Валентины Королевой и Георгий Слижев, который остался недоволен качеством изготовленной для него ортопедической обуви. Видел слепки – был доволен, а когда забрал домой готовое изделие – разочаровался. Просит дать возможность изготовить слепок дома самостоятельно.

— Вряд ли возможно пойти навстречу этому желанию, — говорит Валентина Викентьевна. – Здесь нужна работа профессионала. Наш протезно-ортопедический восстановительный центр постоянно совершенствует технологии, отыскивает новые материалы – к ним вопросов быть не может. А вот когда нога сильно деформирована, очень сложно сделать что-то комфортное.

Минчанка Любовь Чухлеб перенесла тяжелый инфаркт, вдова, живет одна в трехкомнатной квартире. Получила единовременную выплату от районного управления социальной защиты на реабилитацию после болезни. Женщина спрашивала, можно ли каким-то образом получить помощь еще?

— У вас дети есть? – спрашивает посетительницу замминистра.

— Двое сыновей. С ними жить еще куда ни шло, а с невестками – очень трудно. Все живут отдельно на съемных квартирах.

— А помогать маме дети не пробовали?

— Так ведь они сами еще на ноги не стали…

— Я понимаю, вы хотите, как мама, помочь своим детям: они платят за съемное жилье там, а вы – оплачиваете жилищно-коммунальные услуги здесь, по месту прописки, расходы немаленькие. Мы направим ваше заявление в комитет по труду, занятости и соцзащите, они оценят ваше материально-бытовое положение и, если отыщут возможность, помогут вам. Министерство денежную помощь не оказывает.

Женщина вышла, а Валентина Королева, не раз сталкивавшаяся с подобными ситуациями, сказала:

— Где-то я ее понимаю – детей всегда хочется поддержать. А вот дети часто по-другому относятся к своим престарелым родителям: вопреки закону пытаются добиться льгот, пособий. Простите, но помогать своим состарившимся родителям — наш святой долг.

Случается, что у человека прямо на приеме происходит переоценка ценностей и иногда для этого достаточно одной простой, по-человечески душевной, беседы со специалистом. А бывает, цель посещения растягивается на годы.

— Для каждого человека его проблема – самая важная, — говорит Валентина Королева. — Но бывает, ситуация разрешена верно, а человек неудовлетворен, снова и снова записывается на прием, считая, что во всех инстанциях к решению его проблемы подошли неверно. Некоторые могут ходить годами, несмотря на принятые решения, в том числе и в суде. Но куда бы человек не обращался и сколько бы раз он это не делал, его обращение рассматривается как в первый, а вдруг действительно что-то не было учтено? И только уже в …надцатый раз прибегаем к Закону «Об обращениях граждан» и прекращаем переписку. Но это переписка. Устно обращаться человек может сколь угодно много. Главное, чтобы был результат.

------------------------------------

Кстати

За первый квартал 2010 года в Минтруда поступило 1216 обращений граждан, из которых 1033 – письменных и 183 – устных. Чаще других обращаются жители Минска. Больше всего заявителей и посетителей волнуют вопросы трудового законодательства, государственной социальной поддержки, пенсионного обеспечения.

------------------------------------

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter