А помнишь, как все начиналось...

Сегодня уже и у нас в стране, и за ее пределами аналитики все больше склоняются к мысли о том, что создание Союзного государства стало прообразом Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, на который в Москве, Минске и Астане возлагаются огромные надежды и которому уже начинают завидовать в других странах.

Завтра в Москве пройдет заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. С учетом последних событий в российско-белорусско-казахстанских отношениях оно приобретает особую значимость.

Сегодня уже и у нас в стране, и за ее пределами аналитики все больше склоняются к мысли о том, что создание Союзного государства стало прообразом Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, на который в Москве, Минске и Астане возлагаются огромные надежды и которому уже начинают завидовать в других странах.

А ведь действительно с этого все и начиналось. Если конкретно, то с инициативы двух президентов: российского — тогда им был Борис Ельцин, и белорусского — Александра Лукашенко. Непросто в то время складывались отношения двух стран на осколках бывшего Союза. Собственно, наши народы — россияне и белорусы — чувствовали себя по-прежнему братьями. Союз двух государств не нравился определенным кругам российской элиты да тем ее заокеанским советчикам, которые нашептывали объявившимся вдруг олигархам, как половчее перевести народные ценности в свои. Словом, у идеи Союзного государства была масса противников. И дрогни тогда Борис Ельцин и Александр Лукашенко под напором недоброжелателей своего детища — ничего бы из затеи не получилось. Однако каждый из президентов помнил о своем народе, о вековых традициях, что связывали россиян и белорусов, и Союзное государство состоялось.

Сегодня оно уже воспринимается не как некое аморфное образование, как кому-то порой казалось, а как равноправный субъект международного права. Союзные структуры, которые действуют в России и Беларуси, решают не только задачи своих государств, но и имеют выход на внешний мир. Там наши страны строят взаимную взвешенную политику, отстаивают общие интересы, очерчивают планы на продолжение диалога со всеми без исключения континентами.

Но основное приложение сил Союзного государства — это, конечно же, упорядочение экономики, других сфер жизни в своих странах. За время существования этого образования и у нас в Беларуси, и в России появилось множество союзных программ. К примеру, в российских краях и областях сборочные производства основали такие наши известные производители, как МТЗ, МАЗ, «Гомсельмаш» и другие. К нам из России поступает технологическое оборудование, благодаря которому, скажем, мы сумели существенно переоснастить свои предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Мы поставляем россиянам сыр, масло, сахар, мясные изделия, они нам — углеводороды, прежде всего нефть и газ.

А сколько контактов у обеих стран в рамках Союзного государства в культурной и образовательной сферах! Это и «Славянский базар», и Российско-белорусский университет в Могилеве, и ежегодный кинофестиваль «Лістапад», на котором главные гости — российские кинематографисты...

В рамках Союзного государства у нас уже давно действует безвизовый режим. Хочешь посетить, скажем, российский Дальний Восток — садись в поезд и езжай, никаких тебе пограничных или таможенных препон. И точно так же к нам в Беларусь приезжают россияне.

За эти годы Союзное государство состоялось в главном, ради чего и создавалось, — оно служит интересам народов двух стран. И прав был спикер Госдумы Российской Федерации, председатель Парламентского собрания Союза Беларуси и России Борис Грызлов, утверждая накануне, что «интеграционный потенциал Союзного государства служит чаяниям наших народов, заинтересованных в реализации объединительных процессов». А союзные программы, по его мнению, на реализацию которых расходуется свыше 90 процентов средств союзного бюджета, являются одним из важнейших инструментов развития экономической интеграции Беларуси и России.

Каким ожидается будущее Союзного государства в связи с вхождением в Таможенный союз Казахстана, мы, возможно, узнаем на завтрашнем заседании Высшего Госсовета. Ясно одно: интеграционные процессы, вызванные к жизни созданием этого объединения, ни в коей мере не пострадают, а, скорее, наоборот, выйдут на новый виток в своем развитии.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter