А олени — лучше? Во многих странах этих пятнистых красавцев разводят в огромном количестве. В Беларуси они пока считаются экзотикой.

Внимательный, чуть напряженный взгляд. Упругое тело, готовое к прыжку. Ветвистые рога... Первое впечатление, будто находишься не в любанском лесу, а далеко на севере. И вот-вот зазвучит искрометное: “Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...” Но вскоре понимаешь, что этот пятнистый олень не предназначен для упряжки. Да и родина его не заснеженная тундра, а Дальний Восток. Именно оттуда в конце 1930-х годов пятнистые олени были вывезены и выпущены во многих заповедниках и охотничьих хозяйствах европейской части СССР: на Кавказе и в Московской области, в Украине и Азербайджане, в Армении и Литве.

Внимательный, чуть напряженный взгляд. Упругое тело, готовое к прыжку. Ветвистые рога... Первое впечатление, будто находишься не в любанском лесу, а далеко на севере. И вот-вот зазвучит искрометное: “Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...” Но вскоре понимаешь, что этот пятнистый олень не предназначен для упряжки. Да и родина его не заснеженная тундра, а Дальний Восток. Именно оттуда в конце 1930-х годов пятнистые олени были вывезены и выпущены во многих заповедниках и охотничьих хозяйствах европейской части СССР: на Кавказе и в Московской области, в Украине и Азербайджане, в Армении и Литве.

Уже домашние, но еще дикие

В Беларуси первые “десанты” пятнистых оленей появились в 50-е годы прошлого столетия. А в СПК “Кузьмичи” Любанского района — около трех с половиной лет назад. Завезли девять особей, сегодня же в вольере, занимающем площадь примерно 3 гектара, их уже 21. Олени разных возрастов.
— Здесь когда-то располагались клетки песцов, лис-чернобурок, но спрос на мех упал, ферму пришлось прикрыть, а чтобы помещения не пустовали, решили завести неприхотливых пятнистых оленей, — поясняет заместитель председателя сельхозкоо— Когда самка родит малыша, она пару недель прячется с ним от стада, словно защищает детеныша от недобрых глаз и копыт, — рассказывает Надежда Евгеньевна. — Но стоило мне однажды взять олененка на руки, как все стадо тут же устремилось за мной. Во время гона самцы издают пронзительный свист, а когда играют, становятся на задние ноги и перебирают передними...
По всему видно, что гости с Дальнего Востока чувствуют себя на любанской земле как дома. Еще бы — для многих из них вольер уже стал родильным отделением и родными пенатами. Посмотреть на необычных животных приходят жители окрестных деревень, целые классы школьников.

Вместо желудей — зерно

Впрочем, для специалистов СПК рогатые новоселы тоже пока больше экзотика, чем экономическая целесообразность. Но при хозяйственном подходе  хорошее оленье стадо — поистине золотоносная жила. Сегодня в мире насчитывается более 18 тысяч ферм, на которых разводят оленей. В Новой Зеландии, например, более 4,5 тысячи ферм. На них содержится 1,5 миллиона   оленей. Только пантов — самых ценных оленьих “даров” — там получают 500—700 тонн в год. В Англии — около 120 ферм, в Чехии — без малого сотня   вольерных фермерских хозяйств, где пасутся тысячи оленей. Хорошо поставлено это дело в Германии... Как видим, даже богатые страны, где и животноводство развито, и охотничье хозяйство продуктивно, не пренебрегают разведением на фермах этих копытных.
Пятнистые олени действительно неприхотливы в еде. Им по вкусу около 130 видов растений. Зимой лучший корм — желуди, которые они достают из-под снега. Едят сухие листья, почки и побеги дуба, липы, ивы, клена, ясеня. Опавшие листья, особенно дуба, олени поедают в течение всей зимы. Летом основу их питания составляют злаки, зонтичные, сложноцветные, лилейные и бобовые растения.
В относительно небольшом вольере СПК “Кузьмичи” желудей олени не найдут, да и листьев не так много, поэтому Надежда Евгеньевна  подкармливает их зерном, сеном, ветками осины.
Но если огородить забором значительно большую часть леса, которого на Любанщине в избытке, то летом олени с удовольствием перейдут на подножный корм и расходы на их  содержание значительно сократятся.

Оленьи панты

Как уже отмечалось, особенно ценятся панты оленей — растущие, еще не окостеневшие рога, покрытые нежной бархатной кожей с волосами. Их срезают и используют для изготовления пантокрина.
Этот препарат применяют в качестве тонизирующего средства при переутомлении, неврастении, неврозах, астенических состояниях после острых инфекционных заболеваний, при слабости сердечной мышцы, артериальной гипотензии.
А жители Алтая изготавливают из пантов средство, укрепляющее мужскую силу.
Раньше панты добывали исключительно в процессе охоты на оленей. Несложно догадаться, что получить их с каждой особи можно было только  единожды. Подобный промысел практикуется и сегодня. Государственной программой развития охотничьего хозяйства Беларуси на 2006—2015 годы   предусматривается целая система обогащения видового разнообразия охотничьих животных путем вселения новых видов: пятнистого оленя, тарпана, лани, муфлона.
А вот с голов животных, содержащихся в вольерах, ценные отростки срезают ежегодно. Однако, чтобы грамотно срезать рога и оказать элементарную ветеринарную помощь полудикому оленю, нужны специалисты, система сооружений, которые при небольшом стаде ничего, кроме убытков, не принесут. Чтобы это дело стало рентабельным, необходимо стадо в сотни голов. И большой лесистый массив для него. Таких площадей на Любанщине предостаточно. Тогда можно будет вести разговор не только о пантах, мясе, содержащем много полезных микроэлементов и мало жира, но и об охотничьих трофеях — тех же рогах, пользующихся большим спросом.
Безусловно, проблема эта касается не только одного района. Да, некоторые хозяйства Беларуси занимаются оленеводством, но их очень мало. Возможно, есть смысл разработать отдельную комплексную программу по расселению и выращиванию оленей в вольерах — по аналогии с программой расселения, охраны и использования зубров, благодаря которой количество этих животных уже исчисляется сотнями.
ператива Михаил Гриневский. — Красивые животные без проблем прижились в наших краях, не требуют особой диеты.
Когда мы зашли в вольер, стадо оленей отбежало на пару десятков метров и с любопытством уставилось на чужаков. Заведующая фермой Надежда Рогалевич, взяв ведро с зерном, подошла поближе. Правда, олени не допускают панибратских отношений даже с теми, кто их кормит.

Пятнистые олени предпочитают сравнительно мягкий климат, широколиственные и смешанные лиственно-хвойные леса. В естественных условиях продолжительность их жизни составляет 11—14 лет, в пантовых хозяйствах — 18—21, причем даже самки старше 15 лет могут приносить потомство.
Среди других своих сородичей пятнистый олень выделяется средними размерами. Длина самца — 160—180 сантиметров, высота в холке — 95—115 сантиметров, масса тела —
120—130 килограммов.
Самки значительно легче —
70—85 килограммов.
Тон окраски шерсти летом рыжий, зимой — серо-бурый, имеются цепочки из чисто белых пятен.
Рога у пятнистых оленей небольшие, но стройные, красивые, как правило, обычно
без короны. На каждом роге вырастает четыре-пять, а иногда и шесть отростков. Поперечное сечение рогов круглое, цвет темно-коричневый, концы отростков гладкие, желтовато-белые. Обычная длина рогов — до 80 сантиметров, весят они примерно 1,2 килограмма. Сбрасывает рога олень в апреле, в июне молодые рога уже имеют два-три отростка.
Половой зрелости пятнистые олени достигают на втором году жизни. Период гона — с последней декады сентября до конца октября. Продолжительность беременности — 7,5 месяца. При хороших кормовых условиях каждая пятая самка имеет двойню, в основном телята рождаются в мае.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter