Мировой продовольственный кризис: кто виноват и что делать

А обед по расписанию?

Мир столкнулся с угрозой голода. Причем не гипотетической, а совершенно реальной и вполне себе неотвратимой. Да, вы все верно поняли: голод на планете будет совершенно точно, и избежать его решительно никак нельзя. Можете считать голод свершившимся фактом, еще не наступившим, но неизбежным. Как, например, восход солнца. Но вот кто виноват, что делать и как минимизировать последствия, порассуждать можно, тут у нас еще осталось много возможностей на ситуацию повлиять. Впрочем, голод планетарного масштаба не означает, что еда исчезнет. Ее просто станет меньше, и она будет стоить дороже, да и то не везде. 

Первые звоночки

В мире если и не все взаимосвязано, то очень многое. Разные продукты, в том числе и пищевые, производятся в разных регионах. А где-то продукты вообще не производятся, где-то, к примеру, добывают ресурсы и полезные ископаемые, а на вырученные средства закупают продовольствие, где-то специализируются на промышленном производстве и так далее. 

Пока все страны спокойно между собой торговали, никаких проблем не возникало и практически в любом хоть немного развитом государстве можно было приобрести почти весь спектр производимой разными странами продукции. Система сложилась после Второй мировой войны и до последнего времени функционировала вполне пристойно. Первый тревожный звоночек прозвенел зимой 2020 года, с началом пандемии коронавируса. Сейчас мы уже знаем, что проблема была несколько преувеличена, но тогда к новой угрозе отнеслись со всей серьезностью. 

Страны одна за одной начали вводить локдауны, логистика сразу безмерно усложнилась, как следствие — мгновенно выросла стоимость доставки товаров. Естественно, возросшая стоимость включалась в цену готового продукта. И вот тут мы сталкиваемся с очень интересной спиралью.
Дороже стало возить не только еду, но и удобрения. То есть производители платили больше за доставку удобрений, стоимость их продукции увеличивалась, перевозка тоже росла в цене, увеличивая затраты следующего звена. 
И если некое хозяйство закупало для скота комбикорм, в его возросшую стоимость была включена доставка удобрений производителю зерна, доставка зерна на комбикормовый завод, и, естественно, производитель закладывал возросшие расходы в стоимость мяса или молока. В общем, подорожало все. Тогда речь шла о весьма незначительном росте, что, в принципе, само по себе было не так страшно… 

Второй звоночек прозвенел в конце того же года, когда в Беларуси случился благополучно подавленный мятеж, результаты которого не удовлетворили западное сообщество. Западные страны попытались с помощью санкций реанимировать неудавшийся бунт и вновь раздуть угасшие угли.

Тут надо сделать небольшую ремарку: Беларусь находится на третьем месте в мире по запасам калийных руд, второе место — у России, а на первом — Канада. Это все значимые продавцы калийной руды, из которой производят калийные удобрения. Удобрения эти нужны абсолютно всем занимающимся сельским хозяйством. 
Белорусского игрока всеми силами старались лишить части рынка и разрушить логистику. Уже тогда некоторые эксперты предупреждали, что нарушение поставок калийных удобрений и логистики в регионе скажется на стоимости продуктов в Европе и может вызвать проблемы у наиболее бедных стран. 
Но все как-то подумали, что смогут компенсировать недостающие объемы поставками из России, и продолжили вводить санкции. А может, руководство ЕС решило, что подорожание пищи на каких-то полпроцента они без проблем перенесут и отступать из-за этого не стоит. В любом случае спираль проблем, запущенная ковидом, продолжала раскручиваться. 

Обострение

Наступил 2022 год. Теперь не звоночек прозвенел, а колокол зазвонил. Вернее, руководители США и ЕС совершенно добровольно схватились за рынду и изо всех сил дернули. 
И если с США взятки гладки (они на другом континенте находятся и пострадают меньше Европы), то вот объяснить поведение ЕС в этой ситуации можно исключительно последовательной и многолетней деградацией руководства либо всепланетным заговором тайного мирового правительства рептилоидов. 
Все-таки предполагается, что люди на столь высоких должностях должны хоть как-то просчитывать последствия от своих действий, хотя бы на базовом уровне. Впрочем, давайте по порядку.

После начала СВО коллективный Запад попытался ударить по России максимально тяжелым комплектом санкций, по привычке не подумав, чем такой удар может закончиться. Россия для минимизации последствий от введенных санкций пошла на некоторые меры, предельно болезненно ударившие по западным странам. Начался взрывной рост цен на энергоносители и нарушение логистики в большей части планеты. Это все наложилось на возникшую проблему международных расчетов и страхования грузов. 

Когда Беларусь били санкциями, предполагалось, что выпадающие объемы калия можно будет закупить у России. Да, очень нехорошо получилось. Для Запада. Канада весь спрос на калий удовлетворить точно не сможет, и очередь из очень нервничающих государств туда уже выстроилась.

И вот тут мы плавно подходим к следующей проблеме.
Мало достать калий, из него еще надо произвести удобрения. А для их производства как раз нужны газ (причем в случае с азотными удобрениями газ является частью техпроцесса) и энергия, а цены, как мы помним, очень сильно выросли. Себестоимость производства удобрений увеличилась настолько, что предприятия, не имеющие доступа к дешевой энергии, начали закрываться, а цены подскочили еще выше. 
И только на фоне вышеописанного мы уже имеем сокращение урожая в этом году (удобрений меньше) и увеличение его стоимости (удобрения дороже и логистика сложнее). Мало того, при востребованности ресурса растет его стоимость. Мы уже имеем наступающий голод, который станет очень серьезной проблемой для бедных стран и неприятностью для богатых. Но и это еще не все предпосылки грядущего голода.

Как я и сказал в начале, разные регионы специализируются на разных производствах: кто-то на полупроводниках, а кто-то на зерне. И вот тут очень важный момент. Дефицит некоторой продукции человечество переживет совершенно безболезненно. Если исчезнут трюфели или устрицы, большинство этого даже не заметит. А вот отказаться от зерна люди не могут в принципе.
Мало того что зерно является основой всех мучных изделий, так оно еще требуется для прокорма скота. То есть молоко, яйца и мясо тоже завязаны на зерно. На лугу скотинка пасется только у бабушки в деревне, а в промышленных масштабах все несколько иначе происходит, не так красиво, но гораздо эффективнее.
И так уж сложилось, что Украина, где сейчас проводится СВО, была одним из мировых лидеров по производству пшеницы. Я употребил прошедшее время в связи с тем, что посевная в этом году там под очень большим вопросом, а раз нет полноценной посевной, значит, не будет и урожая. И вот это действительно очень сильный удар по мировому продуктовому рынку. Такое значительное сокращение производства приведет к еще большему росту цен. Более того, из-за неблагоприятных погодных условий общий урожай будет и без того несколько скуднее обычного. 

Что будет дальше?

Вот теперь, сложив вместе все эти факторы, мы можем получить представление об истинном масштабе проблемы. Как видите, глобальная недостача продовольствия совершенно неминуема. Когда все стало очевидно, некоторые страны вроде Китая заключают долгосрочные контракты на поставки зерна. Впрочем, как мне кажется, при обострении ситуации эти контракты могут быть и не выполнены.

Индия, например, вообще решила свое зерно пока не продавать. Ну а кто-то пытается разжиться запасами зерна прямо сейчас. В частности, целая драма развернулась вокруг прошлогоднего украинского запаса зерна. Вывезти его пытаются все кому не лень под самыми различными предлогами, но пока порт Одессы заблокирован, это невозможно. Генсек ООН даже предлагает смягчить ограничения на экспорт калийных удобрений из России и Беларуси в обмен на пропуск судов с зерном из Украины.
Получается, ЕС хочет снова обеспечить себя калийными удобрениями, вывезти из Украины прошлогодний урожай зерна и при этом сохранить лицо. Кажется, они уже практически дозрели до пересмотра своей санкционной политики. Но обратите внимание, их совершенно не смущает тот факт, что, если вывезти из Украины зерно, на фоне отсутствия урожая в этом году там вполне может приключится голодомор версии 2.0, главное же самим покушать. 
В целом год нас ожидает очень интересный. В странах побогаче уровень жизни несколько снизится, цены на продовольствие вырастут, и скорее всего лечебное голодание несколько повлияет на пересмотр подхода к внешней политике. А вот странам победнее еды уже не хватит по-настоящему, там люди действительно могут начать умирать от голода. Речь идет в первую очередь об Африке и Средней Азии, грядущие события могут стать триггером, который запустит целую россыпь локальных конфликтов в бедных странах, только на этот раз воевать будут уже за еду. Возможно, мы даже станем свидетелями нового «переселения народов» в места, где можно хоть что-то поесть. Только переселяться в этот раз будут на танках. 

Естественно, переживать стоит только тем странам, у которых есть сложности с производством пищи и излишком денег для закупок. Государства, производящие больше еды, чем потребляют, очень неплохо заработают на экспорте и автоматически обеспечат свою продовольственную безопасность. К слову, Беларусь как раз именно такая страна, как, впрочем, и Россия. Еды у нас производится больше, чем нам надо, причем по всему основному спектру: зерно, картошка, молочная продукция, мясо. Так что переживать не стоит, драники со сметанкой у нас точно будут, еще и поторгуем. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter