«А начиналось все на голом энтузиазме»

Сергей Шундиков — о тернистом восхождении по «гибкому пути»...

Большой спорт, несмотря на все его превратности, все-таки воздает по заслугам. Особенно он благоволит атлетам и наставникам, проявляющим упорство, мужество, трудолюбие и талант. Всеми этими качествами обладает и 28-летний минчанин Сергей Шундиков (на снимке крайний слева), вернувшийся с недавнего чемпионата мира по дзюдо в Роттердаме с серебряной наградой в весовой категории до 81 килограмма. Это наивысшее достижение в карьере мастера «гибкого пути». О тернистом восхождении к нему он и рассказал корреспонденту «Р».

— Сергей, ты удовлетворен выступлением в Голландии и какую оценку в целом выставил бы национальной сборной?

— Нашей команде из 6 атлетов ставилась задача завоевать одну медаль, и мы с ней справились. Качество ее не оговаривалось, хотя «золото» было бы, конечно, лучше. Рад, что именно мне покорился пьедестал, хотя каждый из нас по своему потенциалу был достоин этой чести. К сожалению, в силу разных обстоятельств партнерам не удалось проявить свое мастерство. Да и мне не хватило самой малости до абсолютного триумфа. Пять поединков выиграл досрочно, броском на «иппон», а в финале сплоховал. Вел по ходу схватки с россиянином Нифонтовым, но не удержал преимущества, допустил грубую ошибку и жестоко поплатился. В начале прошлого года встречался с ним на международном турнире и также уступил, правда, не без помощи арбитров. Но тогда я восстанавливался после серьезной травмы колена и двух операций. А теперь был готов на все сто…

— Не мешает ли стабильности достижений сборной цикличная смена главных тренеров? К олимпийским Афинам ее готовил Рамазанов, к Пекину — Ясеновский, а к Лондону — уже Шарапов!

— Это мировая практика: есть результат — будет и контракт. К тому же это никак не сказалось на микроклимате коллектива. Новый наставник Руслан Шарапов хоть и уступает еще в профессионализме предшественникам, хорошо владеет методикой подготовки, находит со всеми взаимопонимание. В свое время довелось вместе с ним выходить на татами. Он, к слову, теперь и мой непосредственный начальник по армейской службе. Так что с дисциплиной у нас все в порядке.

— Роттердам — весьма примечательный город, и не только портовый.

— Если вы о достопримечательностях, в том числе и сомнительных, типа улиц «красных фонарей», то увидеть их не довелось. Поскольку было не до них, да и не стремились. Все время поглощал главный старт года: тренировки, соревнования и переживания за товарищей. Голландия впечатлила красотами через иллюминатор самолета. А Роттердам прежде всего запомнится группой поддержки. Ведь компанию мне составили супруга Светлана, папа Виктор Павлович и главный болельщик — мама Галина Петровна. А 4-летний сын Данила, который, надеюсь, когда-нибудь продолжит спортивную династию Шундиковых, остался дома под присмотром бабушки. Подрастет, тогда, может быть, и выберемся в отпускное время в эту чудную страну.

— В секцию дзюдо тебя в 6-летнем возрасте привел отец. Личность ныне легендарная, и не только в Новой Гуте и Гомельском районе…

— В городской поселок наша семья переехала в 1982 году из близлежащей деревни Маяк. Появился он благодаря построенному тут агропромышленному комплексу. Его руководитель Михаил Муравко и принял самое деятельное участие в возведении спортшколы, которую возглавил мой отец. В ней культивируется не одна дисциплина, но наибольшие успехи достигнуты именно в дзюдо. 8 воспитанников СДЮШОР входят сейчас в сборные страны разных возрастов. С 1993 года в ней проводится международный турнир по самбо, а с 2006-го — и по дзюдо. А начиналось все на голом энтузиазме. Помню, как еще малолеткой тренировался в местной, переоборудованной под спортзал столовой…

— Какие черты характера своего личного тренера Вячеслава Синкевича больше всего способствовали росту твоего мастерства? Случаются ли между вами трения, недомолвки?

— Вячеслав Николаевич, с которым работаем с 2000 года, уравновешенный и интеллигентный человек. А также грамотный специалист, давший путевку в большой спорт многим спортсменам. Руководил сборными Беларуси. Этим все сказано. В спорных ситуациях всегда приходим к компромиссу. Хотя сам я не подарок, взрывная натура. Возможно, это и к лучшему, ведь в таком специфическом восточном единоборстве, как дзюдо, это непреложный плюс. Да и при подготовке к ответственным состязаниям при наших нагрузках и их издержках невозможно удержаться на одном эмоциональном уровне. И Синкевичу, как и остальному тренерскому штабу, удается педагогически корректно сглаживать острые углы этого архитяжелого процесса.

— Дзюдо — весьма травматичная дисциплина, к тому же в ней разрешены удушающие и болевые приемы…

— На «удушение» за 22 года тренировок и выступлений не нарвался ни разу, постучу по дереву! А вот на болевой прием случалось попадаться. Да и травм не избежал. Были и две операции после травмы колена в 2007 году во втором поединке чемпионата мира в Бразилии. Год восстанавливался, но так и не смог толком мобилизоваться к Играм в Пекине. Спасибо за моральную и материальную поддержку тренерам, коллегам по команде и особенно начальнику управления физкультуры, спорта и туризма Гомельского облисполкома Василию Жаранкову. Он, кстати, по праву был шефом нашей миссии в Роттердаме, потому что гомельский регион представляли 3 атлета. Кроме меня, это олимпийский чемпион Игорь Макаров и Евгений Бедулин.

— Один из недостатков дзюдо, впрочем, как и всех единоборств, судейский субъективизм. В чем, к слову, в очередной раз убедил в Голландии пример Макарова.

— Согласен, Игоря откровенно «сплавили». Тем не менее с их произволом можно бороться. Как говорится, на арбитров кивай, а сам не плошай. Нужно просто быть сильнее оппонента и не дать им в этом усомниться. Правда, сейчас ввели новые правила, которые выгоднее азиатам, в том числе и родоначальникам «гибкого пути» — японцам. Но пока к ним все приноравливаются. Неудивительно, что в Голландии было немало «неожиданных» чемпионов.

— А что тебе помешало реализоваться на родине Игр, в Афинах?

— Был очень хорошо подготовлен. В первой схватке соперничал с чемпионом Азии, узбеком. Получил травму кисти руки, но довел поединок до победы. Но ко второму рука уже опухла и не разгибалась. Как потом выяснилось, произошел надрыв связок и сухожилий. Хотя жеребьевка была вполне ко мне благосклонна.

— Доводилось ли лучшему дзюдоисту Беларуси-2006 демонстрировать мастерство не на татами, а в повседневной жизни?

— К счастью, нет. Человек я импульсивный, но вполне спокойный. И считаю, что эксцессы можно разрешить простым внушением, разговором. Если же встретятся отморозки, сумею постоять за себя, как и за честь семьи.

— Ты редкий зять, называющий свою тещу золотой. За какие, любопытно, такие коврижки и кто вообще у вас дома хозяин?

— У нас с женой Светланой равноправие. Но в силу естественных причин она больше верховодит по дому. Воспитывает Данилку, присматривает за хозяйством. А главное, создает тот душевный уют, который способствует моим успехам. Ее мама, Надежда Павловна, также замечательный человек, во всем безотказный и заботливый. Живет в своей квартире, на пенсии, но еще работает и во всем нам помогает. Разве можно грешить на такую тещу?!

— Значит, домочадцы не обделены твоими подарками из дальних вояжей?

— Стараюсь, конечно, удивить приятными сюрпризами. Но не всегда удается, если крутишься как белка в колесе. А главный презент, наверное, завоеванные награды. Близкие ведь также к ним причастны, вложив частичку души в мою подготовку. К тому же к медалям всегда прилагается и определенное вознаграждение. Как это было после титула чемпиона Европы-2006, вице-чемпиона год спустя, побед на других турнирах.

— Недавно МОК включил в олимпийскую программу и женский бокс. Твое отношение к этому решению? В какой дисциплине предпочел бы выступить, если бы на Играх одновременно разыгрывались награды по дзюдо и самбо, в котором ты также преуспел?

— Женский «мордобой» не приемлю. Потому что, извините за банальность, женщина должна быть женственной. Дзюдо — другой случай, иная и древняя культура восточной борьбы. Престижная и популярная. В Роттердаме ее представляли 105 стран-участниц. Трибуны заполнялись до отказа даже на предварительных схватках. Конечно, особую популярность дзюдо имеет в государствах-законодателях: Японии, Франции, Германии. Но это аксиома. Есть достижения — есть и их конкретное признание, развитие. И, в принципе, сегодня многие достойны олимпийской программы. В том числе и самбо, чисто славянский вид, в котором сумел не раз отличиться в молодежном возрасте.

— Какие события оставили самые яркие впечатления в твоей личной и спортивной жизни?

— Это рождение сына, а также все прошедшие турниры. Потому что каждый из них стал страничкой моей биографии, имел внутреннюю и внешнюю подоплеку, свой разряд.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter