Гигин: Соглашения, достигнутые 9 сентября, — это практически дословное выполнение воли белорусского народа, проявленной на референдуме 14 мая 1995 года

А могло ли быть иначе?

Нынешняя встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина уже пятая в этом году. Но именно ей суждено стать исторической. Оставим экономистам заниматься эквилибристикой цифр и сводить балансы полученных по итогам преимуществ. В достигнутых московских соглашениях не менее важна политическая и информационная составляющая. И вот почему.


Здесь важны детали. Например, далеко не каждые переговоры президентов России и Беларуси заканчиваются пресс-конференцией. Само ее проведение свидетельствовало о значимости достигнутых результатов. Но противники нашей интеграции давно отработали набор пропагандистских штампов, фейков, направленных на то, чтобы если не дезавуировать подписанные документы, то попытаться снизить их общественную оценку. 

Готовилась широкомасштабная информационная атака. Вот только не было точно известно, когда же состоится одобрение на высшем уровне согласованных союзных программ: все-таки в сентябре, накануне выборов в Государственную думу, или чуть позже, возможно, даже в декабре. Наши оппоненты боялись дать фальстарт и просчитались. Но это было не случайным промахом. Просто пресс-службы двух президентов переиграли своих противников. Они организовали и хорошо скоординировали информационную работу по освещению важных переговоров. Именно в этом контексте следует рассматривать и недавнее заявление посла Беларуси в России Владимира Семашко, и последовавшее потом вроде бы как опровержение. Смеем предположить, что это были части одного плана. В итоге противникам интеграции осталось лишь нервно кусать локти.
Соглашения, достигнутые 9 сентября, — это практически дословное выполнение воли белорусского народа, проявленной на референдуме 14 мая 1995 года. 
 Тогда задавался вопрос: «Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?» 83,3 процента голосовавших ответили утвердительно. 

Долгие усилия Беларуси по развитию интеграции с братской Россией стали давать уже не только декларируемые, но и вполне осязаемые результаты. Именно Александр Лукашенко на протяжении многих лет был локомотивом всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Его позиция далеко не всегда встречала понимание, в том числе и в Москве. Но, несмотря на все перипетии, от стратегии на союз с Россией не отказывались. 
События августа прошлого года действительно ускорили интеграцию. Они показали ценность союзнической взаимной поддержки. В Кремле уважают сильных партнеров. В 2020 году Лукашенко, белорусы показали, что могут отстаивать избранный курс и не собираются с него сворачивать. 
В свою очередь, в Москве хорошо разглядели те силы, которые рвутся к власти в Беларуси. Ведь нет никаких сомнений, что в случае победы Тихановской, Латушко и Бабарико (какой бы «пророссийский образ» ему ни малевали) ни о каком продолжении интеграции не было бы и речи.

Подписанные соглашения — это еще и зримый ответ на санкционное давление со стороны коллективного Запада в отношении как России, так и Беларуси. Тесная экономическая кооперация — эффективный способ минимизации возможных потерь и создания базы для дальнейшего роста. Именно поэтому в западном политическом и экспертном сообществе все чаще звучат панические голоса: мол, санкции приведут к еще большему сближению наших стран. Как раз проявлением позиции этого лагеря стала публикация Зеноном Позняком своего нашумевшего манифеста.
Достижение договоренностей по 28 союзным программам, которые раньше назывались дорожными картами, завершает очень важный этап в развитии российско-белорусского союза. 
Долгое время нашу интеграцию омрачали пресловутые споры «хозяйствующих субъектов». Теперь эти вопросы должны быть вынесены в сферу автоматического регулирования.

Некоторые эксперты высказывают критические замечания по поводу того, что так и не сформированы наднациональные органы. Вот только вопрос: зачем? Их появление не усилит, а, скорее, ослабит Союзное государство. Фактически это бы откинуло нас к проекту конфедеративного союза, с которым Горбачев выходил летом 1991 года. Пожалуй, на данном этапе нет ничего хуже, чем попытаться сформировать слабый центр, забрав полномочия у национальных правительств. Это как раз то, чего бы очень хотели наши конкуренты на международной арене.

Естественно, из прозападных и неолиберальных рупоров можно услышать извечную мантру о сдаче суверенитета. Где? Как? Причем эти тезисы выдвигают люди, которые сами отстаивают так называемую евроатлантическую интеграцию. Вот там уж точно не останется никакого суверенитета. 
Сила нашего проекта заключается в том, что мы сами в ходе обсуждений, пусть долгих, подчас острых, формируем собственную модель развития, учитывая интересы друг друга.
Важный шаг сделан. Но большая работа для всех нас еще впереди. Сейчас необходимо сделать так, чтобы люди почувствовали прямой и скорый позитивный эффект от достигнутых соглашений. Это создаст крепкий фундамент для дальнейших мер по укреплению и развитию интеграции. А пока Александр Лукашенко и Владимир Путин сделали хороший подарок как ко Дню народного единства в Беларуси, так и к выборам в Государственную думу России.

Вадим ­ГИГИН, кандидат исторических наук, доцент.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter