«А клиентов из-под носа не выхватывать…»

В 20-х годах прошлого века минский автобусный парк состоял исключительно из иномарок

В 20-х годах прошлого века минский автобусный парк состоял исключительно из иномарок

Сегодня, когда для большинства белорусов автомобиль действительно стал «не роскошью, а средством передвижения», трудно поверить, что в начале прошлого века на проезжавшую мимо машину выбегала посмотреть вся улица. Тогда, кстати, даже велосипеды были диковинкой. Хотя уже в 20-х годах четырехколесный механический транспорт не вызывал такого ажиотажа. Но в почете по-прежнему были велосипеды и гужевые повозки. Интересно, что правил дорожного движения тогда еще не существовало.

Первые автобусы появились в Минске осенью 1924 года. Кондукторов, уже ставших привычными на минской конке, в новом общественном транспорте вначале не было. Плату за проезд принимал водитель. Но ушлые граждане не торопились расставаться с деньгами, тем более что никакой административной ответственности за безбилетный проезд не существовало. Непривычные для Минска автобусы тогда еще не завоевали любви минчан и уважения регулировщиков. Руководство транспортного управления в 1927 году жаловалось, что «милиция задерживает автобусы для пропуска подвод или других автомобилей, чем нарушается расписание движения». В то время в столице действовало две автобусные линии: железнодорожный вокзал — площадь Свободы — Комаровка и из Серебрянки в Сторожевку. Чуть позже были открыты маршруты в Дрозды и Ляховку.

Белорусский автобусный парк тех лет состоял исключительно из иномарок. По улицам Минска ходили английские «лейланды», американские «форды», германские «манны», французские «рено». Но преобладали 25-местные австрийские «штейеры» и итальянские «фиаты» вместимостью 14 пассажиров. Почтовую службу несли мотоциклы «Индиан» и «Харлей-Дэвидсон». Даже велосипеды были заграничные — немецкие «опели», английские B.S.A.

Надо заметить, в 1920-х годах к велосипедам относились куда более серьезно, чем сейчас. Они были не развлечением, а редкостью, экзотичным транспортным средством. 30 апреля 1927 года Минский горсовет утвердил специальные правила велосипедного движения. Детям до 14 лет управлять велосипедами запрещалось (впрочем, через год этот пункт был отменен), каждый велосипед подлежал регистрации в милиции с выдачей индивидуального номерного знака. Ездить на двухколесном разрешалось только по дорогам. Некоторые параграфы этих правил вызывают сейчас улыбку: «Воспретить: езду по городу, не держась за руль; езду, цепляясь за экипажи, а также рука за руку друг с другом; езду на одноместных велосипедах вдвоем». Нарушителям грозил штраф в 25 рублей или неделя принудительных работ.

Отдельными постановлениями Мингорсовета регулировались правила обращения с лошадьми. В частности, запрещалось жестокое обращение с ними, как то: «нанесение ударов палкой и другими предметами, доходящее до истязания», запрещалось быстро гнать тяжело нагруженных лошадей. Если лошадь упала и не могла подняться, правила предписывали обязательно распрягать таких лошадей и поднимать их, но ни в коем случае не бить.

Извозчики в 1920-е годы были самым обычным видом транспорта на минских улицах. Для них также существовали отдельные правила. Всем извозчикам, которые делились на две категории — легковые и ломовые (т.е. грузовые), были определены места стоянок. В ожидании клиентов «такси на овсяной тяге» должны были соблюдать строгую очередь подачи экипажей — «выхватывать из-под носа» клиентов друг у друга запрещалось (очевидно, конкуренция между извозчиками была весьма жесткой). Даже если клиент подзывал извозчика, находясь на расстоянии от стоянки, все равно подавался очередной экипаж, кучер которого обязан был дежурить на козлах (сейчас бы сказали: «дежурить с заведенным двигателем»).

Водительских прав для управления экипажем не требовалось, так же, как и сдачи экзамена на умение управлять транспортным средством. Но определенные требования к водителям все-таки предъявлялись: они должны были быть не моложе 18 лет, несудимые (в качестве доказательства требовалась справка из милиции и уголовного розыска). Прошедшие «отбор» уплачивали пошлину в городскую казну, получали от Комхоза номер и удостоверение — и вперед, на минские улицы.

18 октября 1926 года в Минске и Минском округе вступили в действие Правила автомобильного и мотоциклетного движения, введенные постановлением Минского окружного исполкома. В этих правилах было всего 14 статей. Для сравнения: в правилах, которые вступили в действие на территории нашей республики 1 января 2006 года, свыше 200 статей с массой подпунктов и приложений в 27 главах.

Такой службы, как ГАИ, тогда не существовало, поэтому за выполнением правил следила обычная милиция. Помимо общих положений, которые не меняются вот уже сотню лет, в правилах 1926 года есть и другие,  давно исчезнувшие и потому особенно интересные. Максимальная скорость движения в городе тогда была 20 километров в час (для грузовиков — 10), за городом — не более 50 километров в час (для грузовиков — 15). На милиционеров и пожарных скоростные ограничения не распространялись. Движение было традиционно правосторонним. Интересно совершались обгоны: «Тот, кто обгоняет, должен подавать сигнал гудком о своем приближении и не начинать обгона, пока не услышит ответного гудка». Отдельным пунктом была запрещена езда наперегонки. Очевидно, лихачей хватало уже тогда.

Машины того времени не были оснащены указателями поворота. Знаки подавались рукой: «вверх — знак остановки, вытягивание руки вправо — поворот вправо, а руки влево — поворот автомобиля влево».

Сохранилось в первых советских ПДД и дореволюционное правило: при встрече автомобилей с экипажами на «овсяной тяге» шофер автомобиля должен был остановиться и принять все меры для того, чтобы лошади не испугались и не натворили бед.

Но даже наличие правил не гарантировало полную безопасность. В начале 1928 года директор Минского автоуправления Ключинский докладывал в окрисполком:

«Мои просьбы остались гласом вопиющего в пустыне и уличное движение как было хаотическое, так и осталось таковым в настоящее время. Начиная от вокзала по направлению к ж/д мосту — беспрерывная вереница грузовых телег, которая занимает всю улицу, не придерживаясь никакой из сторон, едет, где попало. Углы перекрестков пересекаются подводами также как кому вздумается, особенно это заметно на углу улиц Советской и Ленинской, где весь центр движения. Стоящие на постах милиционеры никакого содействия в поддержании правильного движения не оказывают, ссылаясь на то, что у них не имеется по сему вопросу никаких распоряжений и инструкций. Бывают случаи, что пьяные пассажиры начинают буянить в автобусах и милиционер никакого содействия кондуктору не оказывает, ссылаясь опять-таки на то, что у него нет распоряжений».

Не радовали автомобилистов и минские дороги. В отчете о развитии автотранспорта за 1929 год покрытие минских улиц характеризовалось как «городская мостовая, плохая». Жалобы на качество покрытия минских улиц в те времена были обычным делом. Можно предположить, что остальные дороги Минского округа были еще хуже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter