А хочется взаимности... Многие из нас с готовностью восприняли призыв “Покупайте белорусское!”.

Но всегда ли наше желание совпадает с возможностями производителей?

Но всегда ли наше желание совпадает с возможностями производителей?

В  последнее время мне почему-то не везет с белорусскими товарами. Покупка даже самых простых вещей оборачивается проблемами, которые отнимают уйму времени и сил.
Вот только один пример. Решила купить мужу пуловер. Казалось бы, что за проблема? Зайди в любой торговый центр, и тебе на выбор предложат с десяток изделий. В одном из фирменных магазинов столичных производителей трикотажа я быстро определилась с покупками и заплатила сразу за две вещи. Тем более что продавцы не скупились на похвалу:
— Нашу продукцию россияне увозят сумками. И хотя не все белорусы знают, что в столице есть такой магазин, жители соседней страны давно проложили к нему дорожку, — козырь за козырем выкладывала миловидная женщина. — Покупайте и не размышляйте. Свитерок, который вы приобрели, изготовлен из итальянской пряжи, другой — из чистой шерсти. Уверена, будете довольны, — убеждала меня продавец.
Как устоять после таких слов?
Первая вещь на мужа, как говорят, “не села”, хотя обычный пуловер, купленный в Китае за гроши, таких проблем не доставил. Вторую покупку супруг примерил с новой белой рубашкой. Тоже увы... То ли просчет технологов в крое, то ли в целом неудачная модель, но с виду приличная вещь разочаровала окончательно. В довершение ко всем огорчениям рубашку после примерки  “итальянского” свитера пришлось выбросить: она приобрела грязно-черный цвет — столько ворса осталось на белоснежном изделии! При этом производитель трикотажа почему-то не удосужился предупредить, что вещи — экспериментальные, поэтому покупатель должен решить сам: рисковать ему, приобретая этот товар, или нет.
Вернуть неудачные покупки не составило труда: в нашей стране неукоснительно соблюдается Закон о правах потребителя. Но, когда я попросила у продавцов книгу жалоб и предложений, вместо нее мне выдали книгу по изучению спроса. Не пожалев красок, описывая качество выпущенной продукции, я поделилась мнением, что нечего экспериментировать за счет кошелька потребителя. При этом попросила производителей дать ответ письменно: кто ответит за испорченное настроение потребителя, а заодно и за испорченную новую рубашку?
Трикотажники молчат уже третий месяц, видимо, мнение рядового покупателя их совершенно не интересует...
Скажете, частный случай? Но почти та же история вышла с сапогами отечественных производителей, которые приобрела в одном из столичных магазинов. И дорогим кожаным портфелем, который после того, как попал вместе с хозяином под дождь, пришлось навсегда поставить в угол.
И в такую ситуацию попадала не одна я. Неудачных покупок совершается сотни, ежедневно — вспомните собственные примеры. Думаю, работникам легкой промышленности нужно еще учиться и учиться завоевывать потребителя. Более тщательно изучать спрос, следить за веяниями моды, использовать качественный материал для выпускаемых изделий и, наконец, грамотно заниматься маркетингом. Иногда создается впечатление, что шьют наряды на виртуальных покупателей. Иначе как расценить унылые ряды в магазинах с одеждой, которая месяцами не находит своих потребителей?!
Никто не станет спорить, что в Беларуси есть немало предприятий, которые держат марку, а заодно и нос по ветру. Их продукцию знают и на бывшем пространстве СССР, и в дальнем зарубежье. За этими белорусскими товарами действительно приезжают в нашу страну и москвичи, и жители бывших республик Союза. Таких успешных предприятий легкой промышленности в Беларуси не так уж и мало, но многим, согласитесь, предстоит еще подтягиваться, чтобы соответствовать марке серьезных производителей.
Лет двадцать назад с высоких трибун довольно часто говорилось о том, что только конкуренция иностранных поставщиков одежды, обуви и других товаров заставит отечественного производителя быть более расторопным, выйти на новый уровень, чтобы завоевать покупателя, а заодно занять достойное место под солнцем на внутреннем и внешнем рынке. Когда в Беларусь хлынул импортный ширпотреб, государство сделало многое. В легкую промышленность Беларуси были вложены огромные средства, большинство предприятий переоснащено по последнему слову техники. Казалось бы, теперь белорусская продукция просто обязана быть не хуже импортной.
И она действительно может быть таковой. Не первый год мне удается покупать изделия известных мировых производителей, которые сшиты... в Беларуси. И делают их так, что глаз не оторвать! Это высококачественная одежда, которая носится годами и не меняет внешнего вида. Ведь можем же! Но часто только эту продукцию отечественные производители и доводят до лоска. И делать им это нравится. Фирмы неплохо платят предприятиям за выполненный заказ, забирают изделия, к тому же у отечественных производителей совсем не болит голова, кто ее купит.
Со своими товарами совсем другая история. Сегодня многие магазины забиты продукцией отечественных швейников и обувщиков. Выбор — огромный. Но как рядовой потребитель я понимаю: сколько ни говори, что наши изделия — лучшие, от этого, как в поговорке, слаще не станет. Да, мы готовы поддержать отечественного производителя одежды, но и они должны больше озаботиться качеством и продвижением своей продукции. Процесс этот взаимный.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter