От 50 до 50 000 долларов за авиамодель: мы узнали, как создаются миниатюрные самолеты

А им летать охота

Участники соревнования приходят в полную боевую готовность: надевают каски на случай авиакатастрофы.
Люди всегда стремились покорить небо. Кто-то управляет самолетами и вертолетами, другие постигают искусство пилотажа, стоя на земле, — в облаках парят их небольшие летательные аппараты. Спортсмены готовы отдавать крупные суммы за свое внеземное удовольствие — самые навороченные авиамодели могут стоить, как квартира. С каким трудом они создаются и почему могут разбиться в один миг, накануне открытия сезона «Р» узнала у людей, которые с детства грезят авиацией.

Взлеты и падения

Авиамодельный — технический вид спорта, который включает конструирование, постройку моделей летательных аппаратов. Обязательно — соревнования в скорости, дальности, высоте, продолжительности их полета и способности выполнять фигуры высшего пилотажа. Изготовлением авиамоделей занимаются миллионы людей во всем мире. Это очень ювелирный и кропотливый труд: все детали создаются почти с хирургической точностью, ошибки исключаются. Модель попросту не полетит или тут же разобьется, если неверен расчет или нарушена аэродинамика.

Обычно мы встречаем модели самолетов на выставках, с пометкой «Руками не трогать». Или в небе: затаив дыхание, наблюдаем за их полетами. Но сегодня исключение — нам позволили не только прикоснуться к хрупким, изящным и дорогим летательным аппаратам, но и увидеть их создание. Как и кем они изготавливаются, мы узнали в авиамодельной лаборатории Минского аэроклуба ДОСААФ. Экскурсию провел ее руководитель Владимир Повышев.

Мастер спорта по воздушному бою занимается авиамоделированием вот уже 55 лет. Подумать только! С юности влюбился в небо. Авиация красной нитью прошла через всю его жизнь. Сразу после окончания школы был подсобным рабочим в Национальном аэропорту «Минск», затем отучился и стал авиамехаником 1-го класса. После армии устроился на авиаремонтный завод.

Всю сознательную жизнь он бок о бок с авиацией. И это несмотря на то, что Владимир Алексеевич — профессиональный художник и музыкант! Вспоминает конец 1960-х годов:

— В то время мальчишки фанатели от неба и всего, что с ним связано. Немудрено: Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космическое пространство, и дети брали с него пример. В авиамодельные кружки было не попасть — все занято. Конечно, многие со временем отсеивались: оставались самые рукастые парни, которые неуклонно двигались к цели. Моя история началась с Центральной станции юных техников, куда я бегал на занятия сразу после школы. Кстати, повзрослев, там же я и сам преподавал малышам, был руководителем кружка.

Воздушная тревога

В конце 1960-х мальчишки фанатели от неба и всего, что с ним связано.
Владимир Повышев был 14-летним юношей, когда создал свою первую кордовую пилотажную модель. Этому предшествовали долгие и упорные занятия. Не только ходил на кружки, но и выезжал за город на сборы. Дети, увлеченные моделированием, с утра до ночи тренировались создавать авиашоу, где рукотворные аппараты отрывались от земли, поднимались ввысь и совершали немыслимые маневры. Инженер-авиамоделист Минского аэроклуба с трепетом достает старые, уже порядком потрепанные временем фотокарточки:

— Наш палаточный городок был на аэродроме Боровая. Просыпались, делали зарядку, завтракали, и начинались полеты. Не все получалось сразу: были и взлеты, и горькие падения. Но на тренировках, а позже и на соревнованиях мы ощущали безграничную радость, приятное волнение и большую ответственность  за свои самодельные авиамодели.

Если вы запутались в управлении авто- или судомоделью, можно убрать газ и затормозить. С самолетом такой номер не пройдет: его надо аккуратно посадить на землю, иначе будут «дрова» — так его останки звучат на авиамодельном сленге. Падение летательного аппарата всегда влетает в копеечку. Хорошо, если его можно отремонтировать. А бывает, модель восстановлению не подлежит. Владимир Повышев с горестью вспоминает:

— Казалось бы, столько лет в деле, уже опытный, но проколы все равно случаются. Однажды летательный аппарат улетел и разбился о парашютную вышку. Или вот свежий случай: этой зимой ремонтировал свой пилотажный самолет. Он полетал, удачно приземлился, а во время второго запуска его неожиданно увело вправо — разбился…

Владимир Алексеевич бережно несет ту самую авиамодель — после реставрации выглядит как новая! Красавец самолет ждет новых испытаний, а пока собеседник как настоящий летчик до мельчайших деталей прорабатывает полет на земле — с помощью миниатюрного самолетика. Объясняет: даже если идеально подготовиться, от катастрофы ты не застрахован:

— Вкладываешь душу: месяцами создаешь модель, холишь-лелеешь, запускаешь в небо — коварный порыв ветра, ее заваливает набок, и все пропало... В нашем деле нужно постоянно быть начеку, не расслабляться ни на секунду, пока не заглушишь двигатель самолета.

— Вы же управляли «кукурузником». Что сложнее? — интересуюсь.

— В молодости пилотировал советский самолет Ан-2. Честно, им управлять чуточку легче. Ты сидишь в кабине за штурвалом и чувствуешь ветер и высоту. А авиамодель ты так не ощущаешь: она там, в небе, а ты тут — стоишь и управляешь ею дистанционно.

Лобзик в помощь

Летающие модели, согласно официальной классификации, подразделяются на пять групп, одна из самых популярных — кордовая. Модели таких самолетов, в свою очередь, делятся на классы: пилотажные, гоночные, скоростные, воздушного боя.

Чтобы весной открыть сезон в полной боевой готовности, всю технику начинают готовить еще с первыми осенними морозами — и так до конца зимы. В Минский аэроклуб спортсмены съезжаются, как только появляется свободное время. Все люди взрослые — работают.

— Тут у нас фрезерные станки, — мне проводят небольшой экскурс по авиамодельной лаборатории. — А вот рабочие столы наших ребят, за которыми и рождаются шедевры.

Модели движутся со скоростью примерно 180 километров в час, поэтому справиться с ними могут только опытные спортсмены.

Основа модели — фюзеляж. На нем крепятся несущие плоскости, хвост, шасси. Внутри помещается аппаратура управления — приемник, аккумуляторы, рулевые машинки. Устанавливается двигатель.

Пытаюсь углубиться в технические моменты, пока Владимир Повышев не переходит к ценам на комплектующие:

— Чаще всего модели делают из бальзы или пенопласта — это стоит относительно недорого. Также используются композитные материалы — на них можно потратить и тысячу долларов. Посчитайте и другие покупные детали. Например, один аккумулятор стоит 100 долларов, а их желательно иметь минимум пять. Передатчик, откуда исходят все команды для самолета, обойдется в 300—500 долларов. И это только начало…

К слову, средняя цена моделей — где-то 2—3 тысячи долларов. Чем больше тюнинга и различных «примочек», тем дороже. Самые навороченные модели могут стоить, как квартира, — около 50 тысяч долларов. Правда, у нас таких нет. Обычно они парят в облаках за границей.

Небо. Самолет. Девушка

С ходу новичку разобраться сложно: добрую часть диктофонной записи после интервью пришлось гуглить — в технике ни бум-бум, я же гуманитарий. Чтобы понять, как все устроено, надо увидеть авиамодели в деле. Вопросы отпали, когда самолеты поднялись в воздух.

Минское небо недавно стало ареной масштабного поединка — приехали спортсмены из России, Украины, Болгарии, Молдовы, Таджикистана и других стран. Любители авиамодельного спорта собрались на этапе Кубка мира: организаторы пророчили ожесточенный воздушный бой и не обманули — я ощутила настоящий драйв.

Кордовые авиамодели — это небольшие самолеты с двигателем, летают по кругу на привязи из двух тросов. Пилоты находятся на земле: противники не должны заступать за границы круга, радиус которого всего шесть метров, — они как будто вальсируют, пытаясь удержаться на этой территории. Задача непростая — на скорости подрезать ленту, закрепленную на хвосте модели соперника. К тому же нельзя дать противнику отрубить ленту у себя. Модели движутся со скоростью примерно 180 километров в час, поэтому справиться с ними могут только опытные спортсмены-авиа­моделисты.

Из рупора звучит команда. Участники приходят в полную боевую готовность: надевают каски на случай авиакатастрофы — они тут не редкость.

— В небе рубятся так, что щепки летят. Почти после каждого боя остаются «дрова», — Владимир Алексеевич пытается перекричать пронзительный звук от летающих кордовых моделей, похожий на тот, что издает рой пчел. Каких-то пару минут — и первая драма: на моих глазах летят обломки самолета, он камнем падает вниз. Обидно аж до слез. Но участнику некогда расстраиваться: он сразу же заряжает новый аппарат, который взмывает в небо и продолжает бой. Замираю в предвкушении: авось сейчас реабилитируется и победит.

— А-а-а-ах! — разочарованно вздыхает публика. Зрители наблюдают, затаив дыхание.

Поднимаю голову: в небе снова остался лишь один воин. Огорченный владелец собирает остатки кордовой модели. Видно, очень расстроен. Я, как и все зрители, волнуюсь не меньше.

Соревнования с ветерком

Каждое новое крушение самолета переживала с трудом — за время соревнований хорошенько потрепала себе нервы. Зато все удачные полеты встречала бурными аплодисментами — болела, как могла, волновалась за всех участников сразу.

— Хорошо, с погодой повезло. Вчера был сильный порывистый ветер, сейчас немного поутих. А вообще, профи могут управлять такими самолетами и в дождь, и в снег. Серьезно помешать полету могут разве что кирпичи, которые будут падать с неба, — смеется Владимир Повышев, мастер спорта по воздушному бою.

Владимир ПОВЫШЕВ, мастер спорта по воздушному бою, занимается авиамоделированием вот уже 55 лет.

Рассмотреть авиамодели в хмуром февральском небе довольно сложно, тем более — словить их в кадр. А вот внизу крошечные и резвые «птички» уже не кажутся такими маленькими. В перерывах между боями спортсмены очень сосредоточены: устраняют неполадки прямо на месте. Таким делом занят Константин Петрушенков — он доводит до ума модель личной разработки. Легко справляется с таким самолетом как в небе, так и на земле.

Полет авиа­модели под управлением опытного спортсмена-пилотажника — красочное, захватывающее зрелище. Никого не оставит равнодушным. Впечатления сравнимы с эмоциями после выступления именитых гимнастов или фигуристов, которые восхищают качественной программой и исполнением. Примерно те же чувства испытываешь, когда наблюдаешь за «свободным полетом» — между пилотом и авиамоделью нет никакой физической связи.

Интересно, что родоначальниками всего авиамодельного спорта считаются именно свободнолетающие модели. Возьмем, к примеру, планер — это модель летательного аппарата, который не имеет силовой установки. Его запускают с земли, как воздушного змея: с помощью леера — 50-метрового тонкого троса. На нем модель буксируется, пока не наберет высоту. Потом леер отсоединяется, и планер продолжает свободный полет.

Еще один класс — резиномоторные модели. Они поднимаются в воздух за счет кинетической энергии пропеллера, который закрутили против вращения лопастей воздушного винта. После остановки мотора модель находится в свободном планировании. А вот таймерные модели для подъема в воздух оснащены двигателем внутреннего сгорания, время работы которого ограничено. Двигатель останавливается с помощью электронного или механического таймера, после чего модель парит в воздухе определенное количество времени.

Строго по таймеру

Как создаются таймерные модели, узнаю у Ярослава Васильева, мастера спорта по авиамодельному спорту. Многократный призер международных соревнований на моих глазах собирает планер с мотором. На высоту  130 метров летательный аппарат поднимется за 4 секунды. Спортсмен дает взглянуть на двигатель для этой модели:

 — Мотор весит 150 граммов. Объем камеры сгорания — 2,5 кубического сантиметра. Диаметр пропеллера — 15—18 сантиметров. Работает на топливе: техническом спирте с маслом.

Средняя цена моделей — 2–3 тысячи долларов. Чем больше тюнинга и «примочек», тем дороже.

Интересно, что пропеллер вращается со скоростью 30 тысяч оборотов в минуту. Включите воображение и только представьте: это 500 оборотов в секунду! Сунешь палец — отрубит.

Только двигатель стоит около 300 долларов, вся модель — более 2 тысяч долларов. Спортсмену для соревнования нужно как минимум два планера, а лучше — четыре. В магазинах их не продают, массово не производят ни на одном заводе в мире. Такие летательные аппараты можно купить лишь у спортсменов или заказать у групп энтузиастов. Ярослав Васильев все модели делает сам. На создание 1—2 экземпляров уходит целый год.

Модели моделям рознь: парить в воздухе могут и совсем крошечные летательные аппараты — они весят всего 2—3 грамма. Запускаешь такой — и лучше не дышать, иначе сорвешь полет. Вес моделей доходит и до 5 килограммов. Их создатели постоянно ищут новые конструктивные решения, используют самые передовые материалы и новейшие технологии.

— Знаний надо много. Например, разбираться в дерево- и металлообработке, знать толк в композиционных материалах и технологиях, гальванике. Иметь понятие о конструировании и аэродинамике. Модели строят по определенным и специфическим требованиям.

Ярослав Васильев об авиамоделировании знает все и даже больше. Чемпионом Минска он стал в 15 лет. Чуть позже покорил область, затем — страну, и неоднократно. На международных соревнованиях участвует уже 25 лет, занял 15 призовых мест на этапах Кубка мира. Титулованный собеседник называет одно из главных преимуществ авиамодельного спорта: он не имеет ограничений по возрасту. Тут же вспоминает случай:

— Один австриец запускал в небо свои модели вплоть до того, как ему стукнуло 80 лет. И это несмотря на большие проблемы с ногами — спортсмен еле-еле передвигался. Кстати, наряду со взрослыми в соревнованиях могут участвовать и дети.

Полет в будущее

Авиационный моделизм, считают мои собеседники, — беспроигрышный билет в жизнь. Современные дети, несмотря на поголовное увлечение робототехникой и другими инновациями, с интересом посещают старые добрые кружки технического творчества. Там они учатся работать с различными материалами и инструментами, развивают инженерное мышление, сочетают творчество со спортом.

Чтобы весной открыть сезон, технику начинают готовить еще с первыми осенними морозами — и так до конца зимы.

Вячеслав Дрозд, заведующий отделом ГУО «Центр технического и художественного творчества детей и молодежи «Зорка», открывает и другие перспективы такого хобби:

— Как в любом спорте, здесь проводятся соревнования, вплоть до чемпионата мира. Если ребенок активно занимается авиамоделированием, к концу школы он вполне может получить первый взрослый спортивный разряд или даже стать кандидатом в мастера спорта.

Модному конструктору «Лего» и компьютерным играм многие дети предпочитают лобзик, рубанок и авиамодельный кружок. Один из таких ребят — Николай Микульчик. Создавать авиамодели он начал в 10 лет, сейчас парню 15, уже стал КМС.

— Смотрите, это моя гордость, — без лишней скромности демонстрирует радиоуправляемую пилотажную модель самолета. — Трудился пять лет.

Пытаюсь красиво снять желтый самолет на камеру мобильника: в кадр тот помещается, если отойти на пару метров назад. Громоздкое создание!

— Многие сверстники считают, что я целыми днями занимаюсь ерундой. Сижу в своей мастерской, ковыряюсь, — признается Коля. — Мало кто понимает, что я приобретаю инженерные навыки, развиваю нестандартное мышление, соревновательный дух. Все это мне очень пригодится в жизни. Если увлечение небом не пройдет с годами, то буду конструктором, инженером или изобретателем. А может, мне откроется путь в большую авиацию.

НАША  СПРАВКА

Первые авиамодельные объединения появились у нас еще в 1930-х годах. В 1952-м Международная федерация авиационного спорта разработала правила соревнований по авиамодельному спорту. ФАИ курирует, организует соревнования и ведет учет мировых авиамодельных достижений. Заниматься авиамодельным спортом начинают в 10 лет. Секции работают при дворцах детей и молодежи, районных центрах внешкольной работы.

ypopko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter