А город не знал, что ученья идут…

— Сюда, быстрее! Раненый теряет сознание! Подключить кислородный ингалятор! Шприц, вату, бинт! — команды звучат одна за одной, но суеты нет — все движения медиков в полевом госпитале выработаны до автоматизма.
— Сюда, быстрее! Раненый теряет сознание! Подключить кислородный ингалятор! Шприц, вату, бинт! — команды звучат одна за одной, но суеты нет — все движения медиков в полевом госпитале выработаны до автоматизма. …А раненые солдаты продолжают прибывать. Еще минута, и, кажется, кто-то опустит руки, видя нескончаемый поток носилок, слыша пронзительные стоны и убыстряющийся темп новых команд. Но нет. Прямо на месте, возле только что прибывших пострадавших, консилиумы определяют план дальнейших действий. — Ранение в бедро, множественные осколочные повреждения,— зачитывается очередная сопроводительная. – Что предпринимаем? — Противошоковое — в первую очередь! Дальше — рентгенография, перевязочная, определение наличия гематом, повреждений сосудов, — тут же выносит вердикт симпатичная девушка из отряда специального назначения. Носилки исчезают. Вместо них на трехэтажном ярусе появляются новые. И снова – задача для врачей. После оказания первой помощи больных сразу же направляют в бункер. Здесь есть все необходимое для одновременного приема трех сотен пострадавших. При сортировке определяются тяжесть ранения, характер повреждения, необходимая очередность оказания той или другой помощи. Например, вон с тем молодым солдатиком, что ранен в живот, медлить нельзя ни секунды. В операционной его уже ждет бригада хирургов. Здесь же, на втором столе, под руководством профессора идет трепанация черепа — нужно удалить осколок мины. В следующем кабинете группа медиков работает над поврежденной челюстью. В лаборатории через минуту после забора крови готов результат по восьми основным параметрам. Нужно дополнительное исследование? Это займет не больше 10 минут. Современное оборудование, о котором многие клиники могут только мечтать, позволяет быстро ставить диагноз и определять первоочередные медицинские мероприятия. Сигнал тревоги дает электронная система контроля за правильностью выполнения манипуляций у постели бессознательного больного — непрямой массаж сердца делается не так, как нужно, персонал госпиталя-бункера теряет пациента. Больной на соседней койке также сигналит датчиками — возмущен тем, что врач долго не может попасть шприцем в его вену… Не пугайтесь. Это всего лишь тренировка. Совместные учения студентов Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета и десантной воинской части. Операции ведутся на электронных муляжах. Все остальное отрабатывается с помощью солдат, выступающих в роли пострадавших. Главная задача тактико-специального учения «Двина-2005» со студентами и офицерами запаса из числа профессорско-преподавательского состава ВГМУ более чем актуальна. В мире то и дело появляются новые виды оружия, растет число террористических актов, землетрясений и других экстремальных ситуаций. Никто не застрахован от беды, а поэтому необходимо регулярно отрабатывать все действия до мелочей — ведение радиологического контроля, развертывание госпиталя в полевых условиях, порядок приема, регистрации, санитарной обработки поступающих раненых и пострадавших, оказания им квалифицированной и специализированной медпомощи. …Полевой госпиталь разбит по всем правилам на территории студенческого городка, а бункер с автономным жизнеобеспечением, отделениями анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, просто терапевтическим, хирургическим и диагностическим подразделениями располагается в подвале главного корпуса. Отряд специального назначения, членами которого могут стать только студенты, окончившие четвертый курс, готов вылететь в любое место ЧП. Рядом с университетом оборудована специальная вертолетная площадка. Немало сил и средств (причем не бюджетных, а заработанных самими) пришлось вложить в заброшенное когда-то помещение ректору Александру Косинцу для воплощения в жизнь своей идеи. Сейчас здесь есть все — от операционных блоков, штаба и аптеки до учебных классов, кухни и стрелкового тира. Одним словом, витебские медики располагают уникальной базой, аналогов которой нет на всем пространстве СНГ. Конечно же, активное участие в работе отряда, оснащении специального подразделения принимает Министерство обороны. Автоперевязочная, палатки, часть оборудования — его взнос в общее дело. Между сотрудниками вуза и военными идет постоянный обмен информацией. В итоге студенты учатся оказывать медпомощь как в стационарных, так и полевых условиях. Они готовы к любым чрезвычайным ситуациям и военного, и мирного времени. Здесь же, при отряде спецназначения, проходят подготовку по медицине катастроф и работе в условиях экстремальных ситуаций сотрудники университета из числа профессорско-преподавательского состава, переподготовку — кадры учреждений Министерства здравоохранения, Министерства обороны и Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь. — Наши курсанты имеют замечательную возможность освоить новое современное диагностическое оборудование и отработать более ста навыков до прихода в палаты клиник и операционные. А значит, и риск совершения ошибки в ходе практической работы минимален. По книжкам лечить не научишься. А при прохождении практики нигде, кстати, не рискнут вручить будущему специалисту тот же аппарат УЗИ для освоения. Здесь, на базе отряда спецназначения, все студенты, независимо от специальности, учатся владеть ультразвуковым оборудованием, диагностировать отклонения в работе любых органов. Кстати, первыми в республике мы ввели в курс обучения специальную дисциплину — клиническое ультразвуковое диагностирование. Учебник подготовлен нашим профессором, заведующим кафедрой терапии Александром Литвяковым и рекомендован для применения всеми вузами, — рассказывает руководитель ВГМУ в ходе экскурсии по подземному госпиталю. Ректор университета гордится не только прекрасно оборудованной с точки зрения здравоохранения базой, но и тем, что подготовленные учебным учреждением кадры востребованы более чем в 20 странах мира. В настоящее время в вузе обучается около 500 студентов из дальнего зарубежья и 220 — из стран СНГ и Прибалтики. Такая популярность, конечно же, в первую очередь связана с отличным штатом квалифицированных преподавателей. Сегодня трудятся в аудиториях и занимаются практической научной работой в клиниках около 70 докторов медицинских наук, 142 доцента и 192 кандидата наук. В университете сложилось 14 научно-педагогических школ. В 109 странах мира продолжают традиции витебских медиков 1250 врачей и провизоров, получивших образование именно здесь. — Я горжусь тем, что любой из моих учеников в любой ситуации и при любом стечении обстоятельств без раздумий сможет встать на защиту человеческой жизни и сделать все возможное для ее спасения, — как-то совсем просто и без излишнего пафоса говорит эти возвышенные для нас слова Александр Николаевич, удовлетворенно наблюдая за действиями студентов. …Большие учения, которые проводятся ежегодно уже несколько лет подряд, продлятся на территории медицинского университета ровно неделю. За это время студентам предстоит получить массу новых знаний, испытать силы и навыки практически на всех «фронтах». Каждый из них сможет показать свое мастерство у операционного стола, в клинической лаборатории, в реанимационной палате. Они научатся многому. И прежде всего — работе в самых непредсказуемых условиях, работе в команде, работе во имя спасения человеческих жизней.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter