А где же агробизнес?

Сделать АПК прибыльным бизнесом еще не так давно считалось утопией. Программу возрождения села некоторые называли «закапыванием денег в землю» и предлагали покупать продукты за границей. Однако цены на продовольствие, которые на мировом рынке растут из года в год, остудили пыл критиков

Более того, госвложения начинают окупаться. В прошлом году отечественный АПК приблизился к тому, что называется устойчивым развитием — получил по тонне хлеба на одного жителя. Вышли на 5 миллиардов долларов экспортных поступлений. Причем на достигнутом никто не собирается останавливаться. Нужно постараться удержать показатель в 60 процентов. Именно столько белорусской мясо-молочной продукции сейчас реализуется на зарубежных рынках.

Но тут, как ни странно, возникают противоречия. Ну, дадим казне не пять, а шесть миллиардов экспортных долларов, и что? Кто-нибудь считал долю импорта в достигнутых показателях? Ведь чтобы экспортировать на 6 миллиардов, приходится наращивать поставки ГСМ, удобрений, средств защиты растений и других дорогостоящих компонентов. А сколько приходится вкладывать в восстановление плодородия почв! Не слишком ли дорогая цена вопроса?

Сегодня перед аграриями задание посложнее: модернизировать сельское хозяйство технологически, и главное — экономически. АПК должен иметь не только растущие объемы, но и хорошую прибыль.

Однако по результатам опроса, проведенного в прошлом году Научно-исследовательским экономическим институтом Минэкономики, оказалось, что лишь 8,7 процента руководителей сельхозпредприятий считают свои СПК прибыльным бизнесом. При нынешней системе оплаты труда ни руководители, ни трудовые коллективы не заинтересованы в достижении высоких экономических показателей. Отвечая на вопрос о мотивации ведения сельскохозяйственного бизнеса, больше половины опрошенных руководителей сельхозорганизаций — 60,8 процента — отметили, что занимаются им из-за привязанности к сельскому образу жизни. 32 процента опрошенных указали, что для них сельское хозяйство — это способ выживания, а найти работу в другой сфере деятельности им трудно. Многие самокритично признают: у них на «подведомственных территориях» агробизнесом, что называется, и не «пахнет».

К сожалению, почти никакие меры в законе, программе возрождения села, да и во всем, что связано с развитием сельского хозяйства, не направлены на то, чтобы и предприниматели захотели инвестировать свои свободные средства в аграрный бизнес.

А ведь пока в белорусском АПК не появится эффективный собственник, толку большого, думаю, не будет.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter