А если «Моной Лизой» да об «Пенек»?

Кто и как придумывает названия для белорусских тортов

Кто придумывает названия тортов, есть ли в них смысл и связь с содержимым коробки, выясняла корреспондент «Р»

Торт, так уже у нас повелось, — это всегда ощущение праздника. С момента покупки и вплоть до мытья испачканных кремом тарелок. А вот по какому признаку мы выбираем это лакомство? Цена, вкусовые качества, внешний вид, название… Если брать в расчет последний критерий, придется нелегко. Проходя мимо полок с тортами, невольно задумаешься, кто и как дает им имена.

Пингвины на «Антарктиде»

Шедевр кулинарного искусства на первый взгляд рождается просто. Шаг первый — рецепт. Шаг второй — внешняя отделка. И только потом, глядя на созданный продукт, ему дают имя. Обычно по ассоциациям.

Предприятие «Белтехнохлеб» ведет специальный реестр, где регистрируются все торты республики, что нелишне помнить при разработке новых названий: если на одном заводе придумали подходящее, но оно уже зарегистрировано другим, использовать его нельзя.

Для удобства можно поделить названия тортов на несколько групп. Первая, самая легкая, с говорящими названиями. На прилавках красуются «Карамельный», «Песочно-ореховый», «Трюфельный», «Творожный», «Заварной», «Сливочный». Из чего сделан — так и назовут. Не особенно творчески, зато всем понятно.

Вторая группа — по ассоциациям. На «Антарктиде» живут кремовые пингвины, на «Лесной полянке» — шоколадные медведи. По внешнему сходству назвали торты «Пенек», «Кокосик», «Чайный лист». Нестандартная треугольная форма, как у европейских пирожных, дала повод назвать один из тортов «Шалаш». Если есть какая-то ягодка — это почти всегда отразится в названии: «Творожно-клубничный», «Вишенка». А «Вишневый сад» и «Зимняя вишня» никак не связаны с рассказом Чехова и песней. Просто в тортике есть эти ягоды. Вот и весь секрет.

«Кофейное зернышко» весом в килограмм

Третья группа самая загадочная. Названия этих тортов трудно поддаются объяснению. Здесь понадобится богатое воображение. «Версаль», «Алисия», «Тирольский», «Лозанна», «Марица»… Это не имена муз и вдохновительниц кондитеров. Просто составные части полуфабрикатов, кремов или сухих добавок, используемых в рецепте. Новомодные «Карамель-ФРИО», «Мокко», «Джелли» и «Тоффи» появились точно так же. Это из серии «зачем называть мужчину в воротах голкипером, если есть понятное всем родное слово вратарь»?..

Можно выделить еще одну классификацию — по территориальному признаку. Сюда попадают «Минчаночка», «Городской», «Минское угощение».

— Понапридумывают всякого! А мой муж только «Киевский» ест! Стоит ли из-за горстки лишних орехов менять привычное название «Киевский» на «Новокиевский» и запутывать покупателей? Неужели названий городов мало? — возмущается посетительница кондитерского отдела одного из столичных универсамов.

А в самом деле, есть ли разница между однокоренными названиями «Киевский», «Новокиевский» и «Киевляночка»?

— Марка, раскрученная еще в Советском Союзе, полюбилась покупателям, многие по привычке покупают все с корнем «киев», этому названию доверяют, — рассказывает Нина Лущик, главный технолог КУП «Минскхлебпром». — Основа трех тортов одинакова, разница лишь в отделке, полуфабрикатах и сроках годности.

По такому же принципу привычный торт «Сказка» превратился в «Сказочную тропинку» и «Сказочную полянку». А вот если торт «Акация» украшают розочки из жирного крема, тогда причем здесь акация? Можно догадаться, где создателю пришла идея назвать торт «Метро», но что конкретно, бренди или сгущенка, послужило названием торту «Гламур»? И почему килограммовый торт назвали «Кофейным ЗЕРНЫШКОМ»? Тем не менее дегустационная комиссия, отвечающая за вкус, внешний вид и соответствие названий, все одобрила.

«Белорусская модница», стоимость — 18 тысяч рублей, чернослив утопает в креме. Но где, скажите, белорусские мотивы, где мода?.. Правда, торт, который сначала назывался просто «Модница», прижился на рынке и стал «Белорусской модницей».

Название торта «Киевские зори» хлебозавода № 5 окутано тайной (кстати, торт под названием «Тайна» тоже есть). Одинаковый вес, цена и завод-изготовитель. Но абсолютно разное оформление: один – с ореховой обсыпкой и ярким кремом, другой – с песочной и мармеладом. Кому какой нравится…

Странно как-то объявлять гостям за праздничным столом, что сейчас мы будем есть «Мону Лизу». Непонятно, по какой ассоциации торт назван в честь супруги флорентийского торговца шелком Лизы Герардини — это раз, почему название написано через дефис — это два, и при чем здесь Беларусь и хлебозавод № 5 — это три. Где связь между бисквитом на кефире и шедевром мировой культуры?

Оказалось, связь есть. Несколько лет назад кондитеры «Хлебпрома» участвовали в Международной выставке кондитерского и хлебопекарного искусства в Париже. Сходили в Лувр, увидели знаменитую картину Леонардо да Винчи. Впечатления от поездки воодушевили, и по возвращении домой решили придумать пару новых тортов. Так появился белорусский вариант «Моны Лизы».

Один из тортов украшают три шоколадных кольца. Этого оказалось достаточно, чтобы назвать кондитерское творение так же, как популярный фильм: «Властелин колец».

Среди «Карамельных притяжений», «Мерцающих жемчугов», «Кофейных лагун» проскакивают и белорусские названия: «Святочны настрой», «Тварожны сакавiчок».

Из семи минских хлебозаводов кондитерские цеха есть на пяти. Не повторять в названиях коллег бывает сложно. Схожие «Королевский десерт» и «Королевское угощение» — продукция разных заводов.

Торт собственного сочинения

Может ли обычный человек придумать название торту?

— Мы охотно рассмотрим любые идеи. Можно придумать название уже готовому торту или, наоборот, под удачное название разработать новый рецепт. Иногда даже проводятся специальные конкурсы по придумыванию названия, — рассказывает Нина Лущик.

Но озабоченных названиями тортов среди населения мало. Обращаются крайне редко, площадка для творчества пока пустует. А ведь ежегодно состав кондитерских изделий обновляется на 60 процентов — никакой фантазии не хватит...

Серия вафельных тортов «Гармония вкуса» хлебозавода № 4 — это личная разработка начальника лаборатории. А вот на хлебозаводе № 3 при выборе имени серии рулетов было заявлено более 20 вариантов. Сейчас они выходят под популярной маркой «Мастер Бисквич». Эти названия уже прижились на рынке и теперь у всех на слуху.

Недавно специалисты КУП «Минскхлебпром» встречались с коллегами с 60 торговых предприятий, где выслушивали их пожелания. На встрече их попросили вернуть на прилавки годами любимую песочную «корзиночку» с белковым кремом. В «Хлебпроме» удивлены: даже и не думали, что она еще кому-то интересна!

Так что же нужно покупателям? Частое обновление ассортимента, новые вкусы и названия или привычные глазу и зубу «Киевские» и «корзиночки»? А пока мы день за днем едим «Милордов», «Конкурентов» и «Посланников», глядя в первую очередь на цену и внешний вид…

Фото: Виктория ТЕРЕШОНОК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter