Календарь и традиции

«Аўдокi — голы бокi»

Календарь и традиции

10 марта — вторая седмица православного Великого поста.


15 марта — у православных верующих день особого поминовения усопших.


Наступает вторая неделя календарной весны, а с ней и вторая седмица православного Великого поста. Когда–то поста придерживались представители всех сословий, а по возрасту — даже маленькие дети с трех лет. И поскольку ребенок еще не понимал, почему со стола исчезла привычная еда, куда все подевалось, взрослые отвечали: Масленица сгорела, а вместе с ней и «прысмакi». Такое объяснение становилось понятным, поскольку масленичные костры, сожжение чучела Масленицы и в ее образе Зимы всегда производили большое впечатление и хорошо запоминались детям.

 


Если говорить о сложившейся системе религиозных постов, она вырабатывалась коллективным опытом на протяжении нескольких веков не только у нас, но и у других европейских народов, приобретала огромное значение как своеобразная гигиена питания и профилактика заболеваний. В первый день поста хозяйки обычно не только тщательно мыли посуду и всю домашнюю утварь, но и прокаливали ее в печке — чтобы нигде не осталось ни жиринки. Пост включал в себя и важнейшие моральные, воспитательные, символико–обрядовые функции, к тому же гармонично сочетался с народным календарем. Смена состояний природы сочеталась со сменой физического и психологического состояния человека. Веселье в конце мясоеда, а на Масленицу оно буквально переливалось через край, уступало место сдержанности, спокойствию. «Прыглядаць не толькi за справамi, але i за языком» — это, пожалуй, основной тезис поведения человека во время поста. Ведь словом можно так же сильно ранить, как и неверным поступком.


В белорусском народном календаре традиционно выделялись как отдельные постные дни, так и целые периоды по несколько недель. Поэтому хозяйкам требовалось хорошо потрудиться летом и осенью, заготавливая грибы и ягоды в нужном для постного меню количестве. Так, например, грибы засаливались бочонками. Самые наши ягоды — клюква и брусника — не требовали для консервации сахара, достаточно залить водой — и они сохранятся всю зиму. Солилась и сушилась рыба: на Полесье на стенах висели целые вязанки вяленых вьюнов. С такой рыбкой прежде варили не только уху, но и щи. В соответствии с четвертями Луны ставили квасить капусту, свеклу. Необыкновенно вкусными получались моченые яблоки, сегодня почему–то немного подзабытые. Протомленные в печи фасоль и горох заменяли мясо. Из сушеных ягод, яблок и груш варили темный, как нефть, взвар. Оладьи с медом или маком, постная, с селедочкой, «верашчака», «крупнiк» и клецки не оставляли семью голодной. Постный стол шляхты получался богаче за счет различной выпечки, кулинарного мастерства поваров и «аздобы» в виде разнообразных соусов.


14 марта — день «Аўдакеi» (Евдокии). Прежде в этот день женщинам не разрешалось прясть, иначе, считалось, можно «отмуровать» уже почти ушедшую зиму. На восточных территориях Евдокию еще называли «капельницей», подразумевая дружную капель сосулек. Но это, конечно, не про год нынешний. А вообще, говорили так: «Аўдокi — голы бокi», имея в виду основательно подтаявший снег и оголившуюся после зимы землю. Кстати, наши предки считали, что сохранившийся снег приобретает целительную силу, а талой водой промывали раны и поили больных.


Наше нынешнее 14 марта — это 1 марта по старому стилю, именно его когда–то считали реальным временем наступления весны. И именно с этого дня загадывали о погоде: смотрели на дни с 14 по 16 марта и делали долгосрочный прогноз о характере предстоящих весны, лета и даже осени и зимы. Так что смотрим, что там у нас за окном!


Советская Белоруссия №44 (24427). Пятница, 7 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter